Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности
Кузьмичева Т.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 271» г. Нижний Новгород
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать статью: Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности
Дошкольный возраст – важный период для становления первичной половой идентификации и адаптации человека. На фоне изменений происходящих в обществе меняются и психологические позиции детей, их сознание. Многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, слабы физически, не умеют постоять за себя, эмоционально не устойчивы, у них не сформированы навыки культуры поведения по отношению к девочкам. В игровой деятельности дети демонстрируют модели поведения не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними, воспитание правильных взаимоотношений между разнополыми детьми в совместных играх и других видах детской деятельности.
Анализ научных исследований по гендерной социализации детей дошкольного возраста показал, что половая идентификация и социализация являются одним из наиболее спорных вопросов в психолого-педагогической науке.
В зарубежных исследованиях существуют разные подходы к ее решению. Одной из основных концепций является концепция З.Фрейда, согласно которой основная роль в половой дифференциации принадлежит биологическим факторам, а основным механизмом этого процесса является идентификация ребенка с родителями (11).
Теория социального научения и близкая ей теория моделирования основаны на том, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать и от родительских оценок.
Когнитивно — генетическая теория Л. Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем соотносит себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовывать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной роли.
Таким образом, в зарубежных исследованиях проблемы половой идентификации и социализации активно рассматриваются представителями разных научных теорий, но до сих пор нет единой концепции в этом вопросе.
В отечественной науке серьезные психологические исследования на эту тему начались еще в 30-е годы в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Наиболее детальной философской разработке данная проблема подверглась в трудах И.С. Кона, который утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации.
В исследовании Т.П. Хризман (8) показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.
В.С. Мухина (7) в своих работах придает неоценимое значение взрослым в формировании половой идентификации ребенка. Она также раскрывает гендерные отношения в игровой деятельности: различия в направленности общения у мальчиков и девочек, доброжелательность к своему полу – признаки объединения детей в игре.
Значительный вклад в разработку данной проблемы внесла Т.А. Репина (8). В своих работах она утверждает, что анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. У девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У мальчиков чаще случаются заикания, неврозы, задержки умственного развития.
По данным Т.М. Титаренко мальчики и девочки существенно отличаются в физическом и интеллектуальном развитии, у них разные интересы. У девочек более развита мелкая моторика, лучше показатели в равновесии и гибкости. Они раньше начинают читать, пользоваться сложными грамматическими конструкциями. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, лучше показатели в метании на дальность. У них превалирует абстрактное, отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика.
Ряд исследований посвящены влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка: отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают внимание многих исследователей. Главной целью гендерной социализации личности ребенка является подготовка к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.
Под гендерной социализацией применительно к детям дошкольного возраста понимается процесс вхождения ребенка в систему культурных норм, включающий три компонента (6):
- наличие у детей адекватных представлений о разных полах, их социальных функциях и особенностях;
- сформированность у детей чувства эмоционального принятия своего пола;
- проявление у детей характерных положительных поведенческих признаков, свойственных определенному полу.
Именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно по своим задачам, зависят от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей и от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить (1).
Мальчики стремятся к независимости, а девочки – к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в массовые игры, девочки предпочитают собираться маленькими группками, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
Существуют и другие различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности. Эти символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, горы, мосты, машины, самолеты, ракеты), врагов, силы и борьбы. У девочек выступает другая система символов: материнство (куклы, коляски, невесты), женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), достатка, женской красоты (2). У девочек уже в раннем возрасте проявляются «инстинкт материнства», который выражается в интересе к другим детям, в заботливом отношении к куклам. Девочки, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны, сильнее привязаны к дому. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, поэтому девочки более обидчивы, самолюбивы, острее реагируют как на поощрение, так и на порицание. Все это должно определить содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам в различных видах детской деятельности.
Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Организуя игровую деятельность детей, воспитателям следует помнить, что игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение: они раскладывают перед собой куклы, тряпочки, бусы, посуду – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, используя при этом все окружающее пространство.
Роль воспитателя состоит в том, что он должен ежедневно участвовать в играх детей. При этом должен руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Освоение детьми ролевого действия и взаимодействия является важнейшим достижением, связанным с освоением способов построения игры. Когда в игре будет достигнут уровень принятия роли и умения осуществлять в определенно последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.
На занятиях по художественной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Вместе с тем, педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3—4 лет должны обязательно рисовать:
- для детей этого возраста рисование является видом деятельности, которое органично объединяет в одно целое игру и речь и влияет на общее развитие ребенка;
- в этом возрасте у детей закладываются основы рисования как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития у детей самостоятельности в рисовании зависит своевременное развитие у них творчества и дальнейшее его совершенствование на других возрастных этапах;
- педагоги и психологи считают, что сформированные именно в этом возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путем переноса на новые жизненные ситуации.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (лепки, аппликации, рисунка, поделки и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, взрослых.
Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата: научился рисовать, резать ножницами, конструировать и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
В НОД по познавательно-речевому, социально-коммуникативному развитию воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. Мальчики плохо воспринимают инструкцию на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Также педагог должен дифференцированно подходить к подбору раздаточного материала (предложить мальчикам посчитать солдатиков, танки, кораблики, флажки, а девочкам предлагает – цветочки, бабочки, матрешки и др). Например, мальчикам предлагает составить и решить задачи о средствах передвижения, а девочкам – об игрушках, принцессах, растениях.
При организации трудовой деятельности выполнение заданий детьми старшего дошкольного возраста можно распределить следующим образом:
Мальчики Девочки
Хозяйственно-бытовой труд
Помогают менять воду, подносят тазики, моют и убирают крупный строитель, ремонтируют книги. Протирают пыль на полочках, моют игрушки, готовят салаты, наводят порядок в шкафчиках, нарезать салфетки.
Дежурство
Ставят для занятий столы, стулья, раздают второе, убирают посуду. Сервируют стол, раскладывают материал для занятий, моют кисточки.
Труд в уголке природы
Переносят горшки с комнатными растениями. Поливают, протирают, рыхлят комнатные растения.
Труд на участке
Подметают дорожки от листвы, зимой – от снега, делают горку из песка в песочнице, выносят оборудование на участок для игр, приносят воду для игр с водой. Поливают песок в песочнице, наводят порядок на веранде, игровых уголках, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках.
Ручной труд
Конструируют из бумаги, картона, бросового материала, мелкого конструктора. Вышивают салфетки, делают сувениры для малышей, мальчиков, работают с бисером.
На музыкальных занятиях музыкальному руководителю следует обращать внимание на красоту, правильность исполнения характерных танцевальных движений, поощрять девочек за грациозность, мальчиков за ритмичность и правильность. При обучении игре на музыкальных инструментах предлагать мальчикам ложки, барабаны, девочкам – бубны, колокольчики, трещотки. Дифференцированно производить отбор танцевальных номеров к праздникам (например, «бравые солдаты», «матросский танец», «танец петрушек, снеговиков, пиратов и др.» — для мальчиков; «танец – снежинок, бусинок, русалочек», «танец с куклами, зонтиками, цветами» — для девочек). Разучивать и совместные танцы — «парный танец», «гусары и барышни» и др.
Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек должно осуществляться в процессе НОД физической культурой. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метании е предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. Подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам, и девочкам.
Учет гендерных особенностей детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями следует вести по нескольким направлениям:
- подбор упражнений с использованием карточек-заданий, графически отображающие действия мальчиков и девочек;
- дозировка физической нагрузки;
- методика обучения сложным двигательным действиям;
- педагогическое руководство двигательной деятельностью детей (зависит от уровня двигательной активности, различий в эмоциональности);
- участие детей в играх и соревнованиях (подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек, и для мальчиков;
- двигательные предпочтения детей (необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы);
- взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений;
- система поощрений (для мальчиков важно, что конкретно оценивается в деятельности, а для девочек – кто и как их оценивает);
- требования к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).
Современный педагогический процесс требует от педагогов творческого мышления, моделирования действий, инициативы, осознанного принятия решений.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Алешина Ю.В., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. – М., 1991 — №4.
- Великова С.А., Гусарова Г.В. Особенности усвоения ролей мужчины и женщины //Медработник дошкольного образовательного учреждения. – М. 2010. — № 2.
- Возрастные особенности психического развития детей / Под. ред. Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009.
- Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.
- Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание – М., 2004. — №5.
- Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
- Репина Т.А., Хризман Т.П. Учиться искусству воспитания. М., 1993.
- Филиппова С.О. «На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки!» //Дошкольное воспитание – М., 2002. — №6-2002.
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки. М., ТЦ — Сфера, 2006.
- Ярская-Смирнова, Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе. Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001.
|