Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Декоративно – прикладное искусство Русского Севера. Символика мезенской росписи»
Разработал воспитатель ГБДОУ № 52 Приморского района Нассер Е.Н. 2020 г.
Цель: Расширение представлений детей о декоративно – прикладном искусстве Поморья.
Задачи:
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
- Формировать навыки рисования в стиле мезенской росписи.
- Учить создавать композицию на заданном формате из основных элементов мезенской росписи и бёрде.
- Развивать эстетическое восприятие предметов этнографического ряда
ОО «Познавательное развитие»
- Обогащать представления детей о различных видах декоративно – прикладного искусства.
- Познакомить с мезенской росписью, как видом народного творчества; с её символикой, значением некоторых элементов;
- Воспитывать интерес к историческим сведениям о жизни и быте русского народа.
ОО «Речевое развитее»
- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- Дать детям представление о богатстве русской народной речи; обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих элементы мезенской росписи; плодородие, земная и небесная твердь, спираль, зигзаг, древо жизни; предметы быта русского народа, художественные материалы.
- Совершенствовать представление о смысловой стороне слова; обогащать речь синонимами, образными выражениями.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- Расширять кругозор детей за счёт знакомства с различными видами народного промысла.
- Воспитывать интерес к творческой деятельности, желание создавать своими руками предметы украшения интерьера, подарки.
- Воспитывать гордость от причастия к истокам русской культуры.
Демонстрационный материал:
Декоративное панно, состоящее из двух расписных фигур рыб и 9 квадратов – образцов, элементов мезенской росписи.
Предварительная работа:
- рассказывание о первых жителях Поморья – поморцах, рассматривание тематического иллюстративного материала, просмотр мультипликационного фильма о Поморье из серии «Мы живём в России», просмотр презентаций «Знакомство с Русским Севером. Поморье», «Поморский костюм»; чтение сказок С.Г. Писахова, Б. Шергина, и Ю.Коваля. Чтение выдержек и рассматривание иллюстративного материала в книгах Н.Величко — «Рисуем в стиле мезенской росписи» и «Мезенская роспись», демонстрационных карт с видами и элементами мезенской росписи, предметов декоративно – прикладного искусства; раскрашивание тематических раскрасок.
Аннотация.
Познакомить со значением каждого конкретного элемента данного панно. Данное панно может быть использовано для индивидуальной, совместной, а так же для непрерывной образовательной деятельности. Декоративное панно собрано из элементов, составляющих основные мотивы мезенской росписи: они могут самостоятельно располагаться на поле, могут объединяться в бёрде, но всегда подчинены определённому закону, несущему особый смысл.
Элементы панно крепится между собой деревянными планками и собираются в единую конструкцию с помощью джута. Деревянные шарики – элементы декора. Навершие – плоские фигуры рыб, выпиленные из фанеры, загрунтованы белилами и расписаны в стиле мезенской росписи – в красно-чёрной гамме.
Введение.
В целом панно подчинено единому смыслу благодаря чему, ребёнок зная значения элементов, может составить небольшой рассказ. Панно «Беломорье» украсит мини-музей народного творчества в группе, в детском саду. Является наглядным пособием для изучения стиля «мезенская роспись» во время ознакомления с народными промыслами, и т.п.
Может использоваться как дидактическая игра «Составь бёрде» — для закрепления знаний о символах и знаках мезенской росписи.
В индивидуальной работе: может быть использован для составлении мнемотаблицы к небольшому рассказу, так как каждый элемент росписи несёт в себе смысловую нагрузку.
|