Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 города Сосновый Бор» (МБДОУ «Детский сад № 11»)
Воспитатель: Ознобихина Г.З.
Проектная деятельность в старшей группе.
Тема проекта: «Синичкин день»
Вид проекта: краткосрочный, образовательно — творческий, групповой.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Срок реализации: 2- недели.
Актуальность. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема: У воспитанников недостаточно знаний о синицах, о всероссийском празднике «Синичкин день». У дошкольников не сформировано экологическое сознание и культура.
Цель: Расширение представлений, о всероссийском празднике “Синичкин день” о зимующих птицах. Активизировать познавательную и речевую деятельность. Воспитание внимательного, заботливого отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- Расширение представлений, о всероссийском празднике “Синичкин день” о зимующих птицах.
- Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развивающие:
- Расширение и активизирование словарного запаса детей по теме.
- Развитие познавательной активности, творческой способности детей, самостоятельности, умение рассуждать, делать умозаключения.
Воспитательные:
- Воспитание у детей заботливого отношения к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
Дети познакомились и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них. Знают, как и каким кормом подкармливать птиц. Умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность. Проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
Родители проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду. Оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ.
Основные формы реализации данного проекта:
1. Этап – подготовительный:
- составление плана деятельности
- подборка иллюстраций, картинок, книг, мультфильмов
- оформление природного уголка
- подготовка цикла бесед и презентаций о зимующих птицах
- советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о синицах, о празднике «Синичкин день».
2. Этап. Основной, организационно-практический.
- беседы с детьми о зимующих птицах, о синичках
- рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов о птицах
- чтение художественной литературы
- заучивание стихотворений о птицах
- творческие работы детей на тему проекта
- изготовление детьми в группе на занятии, родителями с детьми кормушки для птиц.
3. Этап — заключительный
- Квест игра «Синичкин день»
- Выставка творческих работ детей по теме проекта
- Развешивание угощений и кормушек.
- Оформление газеты «Синичкин день».
Образовательные области
|
Содержание работы
|
Задачи
|
Познавательное развитие.
|
-Беседа с детьми о зимующих птицах. Беседа “Что мы знаем о синичке”.
-Наблюдения за птицами на участке.
-Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах.
-Конструирование из бумаги птички.
-Дидактические игры:
Накорми», «Какой птички не стало»
Ориентировка в пространстве
«Где находится синица?»
Игры на логическое мышление «Определи по описанию», «Четвёртый - лишний», «Собери картинку».
|
Расширить и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.
|
Речевое развитие.
|
-Беседы:
«Каких птиц я видел, гуляя с родителями», «Как живут наши пернатые друзья зимой».
-Решение проблемной ситуации:
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
-Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением зимующих птиц.
-Отгадывание загадок о птицах.
-Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
-Составление описательных рассказов о синичках.
-Чтение художественной литературы:
Н. Сладков «Синичкина кладовая»,
В. Воронкова «Птичьи кормушки»,
В. Бианки «Синичкин календарь»,
Г. Скребицкий «Рассказы о птицах»,
А. Барто «Скачет шустрая синичка»
О. Григорьева «Синица»,
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит».
|
Продолжать работу по развитию связной речи, памяти, внимания.
Уточнить знания детей о птицах.
Воспитывать желание детей помогать птицам в трудное для них время.
|
Художественно-эстетическое развитие.
|
-Аппликация «Синички на ветках.
-Рисование гуашью «Птицы у кормушки».
-Аппликация из бумаги «Объёмная синичка».
-Лепка «Птичка-невеличка».
-Изготовление кормушек для птиц.
-Раскраски на тему: «Зимующие птицы».
-Прослушивание записи голосов птиц, песен о птицах.
|
Формировать умение передавать внешний вид птиц. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Развивать музыкальный слух, эмоции.
|
Физическое развитие.
|
Подвижные игры:
«Воробушки и кот», «Гуси-лебеди», «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль», «Птички и клетка».
Пальчиковая гимнастика:
«Сколько птиц в кормушке нашей», «Вот кормушка у дверей»,
«Птичья кормушка».
|
Развивать общую моторику, координацию движений.
|
Социально-коммуникативное развитие.
|
-Словесная игра «Угадай по описанию», «Назови ласково».
-Дидактические игры:
«Загадки и отгадки».
-Сюжетно-творческая игра «Мастерская»
-Составление рассказов на тему: «Какие птицы прилетают к кормушкам зимой?».
-Беседа по проблемным ситуациям: «Синичка-гостья нашего участка!», «Почему синички и воробьи селятся рядом с человеком», «Чем питаются птицы зимой?»
-Сюжетно-ролевые игры
«Лесная школа», «Больница птиц»
|
Расширить знания детей о птицах.
|
Взаимодействие с родителями.
|
-Изготовление кормушек совместно с родителями.
-Беседы с детьми о птицах.
-Составление рассказов о синицах.
-Совместное чтение с детьми:
Павлов Б. «Кто поёт в зимнем лесу», Барков А. «Мои друзья».
-Наблюдение за птицами в городском парке.
- Составление вместе с ребенком рассказа на тему «Как мы делали кормушку».
|
Способствовать
осознанию родителями важности экологического воспитания детей.
|
Итог
Реализуя проект «Синичкин день» с детьми старшего дошкольного возраста, мы даём возможность понять, как важно любить и охранять природу. Способствуем осознанию родителями важности воспитания у детей начал экологической культуры.
Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя, педагога.
Приложение
Загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
а зовут её … (синичка)
Красногрудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь)
В серой шубке перовой
и в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
под карнизом обитает. (Воробей)
Что за стол среди берез
под открытым небом?
Угощает он в мороз
птиц зерном и хлебом (Кормушка)
Стихотворения
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть (А. Барто)
Покормите птиц зимой,
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Синичка.
Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб стало ей полегче,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Глазом бусинкой сверкает,
Смотрит, вертится, клюет.
От окошка улетая,
Песню весело поет.
Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему… (Н. Рубцов)
Подвижные игры
«Птички и кошка»
Цель: учить детей спрыгивать со скамеек на носки на полусогнутые ноги,
бегать по площадке врассыпную, по сигналу взбираться на скамейки, не
держась друг за друга. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту
движений.
Ход игры: 1 вариант.
3-4 ребёнка изображают птиц, остальные – птенчики, один ребенок — кошка.
Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях – залезают на
возвышение, вылетают, (спрыгивают на обе ноги), только по зову, птицы и
бегают в пределах площадки. По сигналу воспитателя птенчики летят на
возвышения, а кошка старается поймать птичек. Кошка не может ловить того
кто стоит на возвышении, кошка пытается поймать птиц.
2 вариант.
Чертится большой круг или выкладывается из шнура. Дети – птички встают
по кругу с внешней стороны. Одного ребёнка назначают кошкой, он
становится в центре круга. Кошка засыпает, а птички впрыгивают в круг и
летают там, присаживаются, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает
ловить птиц, а они убегают за круг. Пойманных птичек кошка ведёт в центр
круга.
«Птички и клетка»
Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в
положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.
Ход игры:
Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки
(дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа –
птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку,
поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из
нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички,
оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка
увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1 – 3 птички. Затем
дети меняются ролями.
Пальчиковая гимнастика
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
( «насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Сколько птиц в кормушке нашей
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)
|