Нравственное воспитание — это формирование ценного отношения к жизни обеспечивающего устойчивое, слаженное развитие человека, оно содержит в себе воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, которые способны придать высший смысл делам и мыслям человека. Нравственное воспитание детей – это одна из самых главных областей для развития России.
Для меня возник вопрос: «Каким образом можно донести до ребенка такие понятия, как доброта, справедливость, добропорядочность, трудолюбие и т.д». За ответом на это вопрос я обратилась к великим педагогом К. Д. Ушинскому, В. А. Сухомлинскому.
Русская педагогика еще более ста лет назад заявляла о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и, как о педагогическом средстве, методе нравственного воспитания. Народная мудрость воспитывает гордость за свой народ, прививает общечеловеческие ценности
Еще К. Д. Ушинский говорил о большом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что "сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горе, страдание. Именно благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Сказка один из самых выразительных жанров. Именно в сказке происходит знакомства ребенка с такими понятиями, как «добро» и «зло», «хороший» и «плохой». Сказка зарождает в ребенке веру в то, что благородство, мужество, терпимость всегда победят.
И если ребенок познает сказку, именно познает, пропуская сказку через себя он начинает понимать и ценить происходящие вокруг него
Исходя из выше сказанного, когда порой взрослые не осознают, что хорошо и плохо. Я пришла к выводу, что именно через этот жанр можно донести до ребенка основы нравственно патриотического воспитания.
Знакомя детей со сказками, я использовала различные приемы: чтения, беседа, рассматривания иллюстраций, драматизация сказок.
Прочитав сказку, мы беседовали по ней обсуждая поступки героев. Что правильно? Нравится ли вам герой сказки? Что сделал герой сказки? Какой поступок он совершил?
Как бы ты поступил в той ситуации? и тд. Эти беседы побуждают детей к состраданию, желанию прийти на помощь, оказанию заботы о младших, вежливому отношению к родителям, уважению к близким и т.д. В дальнейшем это прослеживалось во взаимоотношениях в группе и при контакте с другими детьми, а также с родителями.
Во многих сказках раскрыта красота природы, на что я обращала внимания, показывая и замечая это на прогулке и при просмотре иллюстраций. Природа одно из самых сильных средств воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Это было видно по детям. Прочитав сказку и выходя на улицу, они стали замечать красоту природы, похожие ситуации и описывать их. Дети стали добрее, заботливее. Вот один из примеров. К нам на участок прилетает много птиц. Дети не обращали на них никого внимания пока я сама не привлекала их. Однажды я прочитала сказку «Пернатые друзья», после этого дня, ребята начали приносить корм для птиц, попросили своих родителей сделать кормушки. И каждый день выходя на прогулку напоминали мне взять корм.
Еще один из методов была драматизация сказки. После прослушивания каждой сказки мы их проигрывали. Родителям так понравилось, что в дальнейшем они сами стали принимать участия. Результатом нашего творчество по сказкам стало развития положительных эмоций у детей и чувство гордости за своих мам и пап.
Совместная работа родителей и детей в изготовление макетов, пособий и костюмов для будущих сказок объединяла их. Родители стали более терпимыми, а дети добрее и дружелюбнее. Они стали понимать, что можно, а что нельзя
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что использование различных методов работы со сказкой благотворно сказывается на пробуждения личностных качеств дошкольника.
В.А. Сухомлинский в своем произведении «Сердце отдаю детям» написал «Сказка-благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине.»
|