Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Пахомова Инна Владимировна МБДОУ «Зеленорощинский детский сад общеразвивающего вида «Теремок» Бугульминского муниципального района РТ»
«Люди вместе могут совершать то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим»
Джон Уэбстер
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают с ним в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально – трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Большое значение в социализации личности имеет знакомство с различными видами человеческой деятельности или (детская профориентация) взаимосвязь с внешним миром: людьми разных профессий, объектами культуры и образования – необходимое условие для решения одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта.
Самым приемлемым вариантом отношений объектами социума является социальное партнерство. Очень важно привлекать к процессу воспитания все образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является социальное партнерство.
Социальное партнёрство в образовании – это совместная коллективная распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Понятия: партнёрство, сеть, сетевое взаимодействие, сетевые эффекты получили сегодня широкое распространение в педагогической практике. Раскрытие воспитательного потенциала этих понятий, имеет междисциплинарный характер.
Сеть – это совокупность учреждений, имеющая:
- общие цели
- ресурсы для их достижения
- и единый центр управления.
От участия в сетевом взаимодействии в образовательном учреждении ожидается повышение качества образования и воспитания, поскольку основные характеристики сети отличаются воспитательным содержанием:
- наличием общих интересов и стремлением участников к общим социальным целям, использованием единых методов;
- новыми возможностями для обмена мнениями, взаимного обучения и др.;
- присутствием взаимной заинтересованности и ответственности, которые обеспечивают их динамику взаимодействия.
Эффект взаимодействия образовательных учреждений в сети позволяет на практике:
- добиться вместе того, чего нельзя добиться по одиночке;
- усилить взаимопомощь;
- оказывать влияние на другие организации и учреждения – как внутри сети, так и за её пределами;
- углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями;
Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения «Теремок» является открытой социально – педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом.
Нашими социальными партнёрами в воспитании и развитии детей стали:
- семьи воспитанников;
- Медико – оздоровительное учреждение (медпункт);
- Социальные объекты: (почта, магазин, полиция);
- Культурно – общественные учреждения: (школа, сельский дом культуры, библиотека).
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребёнка и конкретной деятельности. Это даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка с первых лет жизни.
Наши задачи:
- Расширение кругозора детей, (это освоение предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомство с историей, традициями народа);
- Формирование навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности. С представителями разных профессий;
- Воспитание уважения к труду взрослых.
Большая роль в воспитании, мировоззрении, и формировании отводится семье. Приведя ребёнка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьёй решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс. Они постоянные участники всех праздников, спортивных состязаний, выставок, конкурсов.
Родители – первые помощники в субботниках, благоустройстве территории, они оказывают помощь в предметно-развивающей среде, в ремонтных работах, они так же активные участники педагогического процесса. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми; среда социального развития ребёнка обогащается новым формами отношений со взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям.
Родители помогают в организации экскурсий, прогулок за пределы детского учреждения. С их помощью бала организована экскурсия на почту, в медпункт, магазин. Работники данных учреждений радушно принимали детей, объясняли, рассказывали о своей работе. Посещения эти объекты дети приобретают массу впечатлений. Кроме этого дети во время прогулок и экскурсий усваивали нормы поведения на улице и в проблемных ситуациях, закрепляли знания о транспорте, правилах дорожного движения.
Так же воспитателями детского сада проводится большая работа с родителями которая заключается:
- в организации индивидуальных и групповых консультаций
- размещение информации в родительском уголке
- участие в родительских собраниях.
Становятся систематическими профилактические мероприятия с воспитанниками дошкольного учреждения по правилам дорожного движения с сотрудниками полиции. Они в игровой форме с воспитанниками повторили правила перехода через дорогу, провели профилактическую беседу о безопасном поведении на улицах и дорогах, а также напомнили правила поведения юных велосипедистов.
Взаимодействие детского сада «Теремок» с Зеленорощинской основной школой, способствует осуществлению преемственности целей, задач и содержания образования в соответствии с ФГОС. При этом решаются следующие задачи:
- Установление партнёрских взаимоотношений детского сада и школы;
- Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
Совместно со школой празднуем «Масленицу», где дети детского сада принимают вместе со школьниками участие в народных играх и спортивных состязаниях.
Наши дети с большим удовольствием посещают школьный краеведческий музей. Стенды с историческими материалами об истории деревни, школы, о ветеранах великой Отечественной войны, многочисленные экспонаты музея не оставляют детей равнодушными, воспитывают в них чувство патриотизма, а нам помогают вырастить активно действующего человека – гражданина России и Татарстана.
Работа с Зеленорощинским сельским домом ведётся в направлении эстетического воспитания, формирования творческих способностей ребёнка, развития духовно – нравственной культуры.
Сотрудники СДК организуют различные конкурсы, выставки. Клубные работники приглашают детей на красочные театрализованные представления. Наши юные артисты принимают активное участие в концертах, организованных ко Дню матери, 9 мая, дню защиты детей, делая первые шаги в мир музыки на сценической площадке.
Всё в целом способствует созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Детский сад активно взаимодействует с сельской библиотекой. Главная цель совместной деятельности заключается в воспитании интереса к чтению, знакомству с художественной литературой, развитию интеллектуального и творческого потенциала, обогащению кругозора детей.
В 2018 году совместно с библиотекарем, были проведены мероприятия по следующим направлениям:
- Историко – патриотическое;
- Экологическое;
- Эстетико и духовно – нравственное воспитание;
- Работа с художественной литературой
Дети на протяжении учебного года участвовали в беседе:
«Знакомство с профессией библиотекарь», музыкально-поэтической программе «Осень в гости к нам пришла», в громких чтениях «В гостях у сказки», в литературном турне «История родного края» и многих других мероприятиях.
Дети получают удовольствие, когда сельский библиотекарь организует праздники, экскурсии, выставки по творчеству писателей и поэтов.
Эти встречи помогают открыть в ребёнке творческие способности. Дети учатся общаться со взрослыми и между собой. Прислушиваться к мнению друг друга и взрослых, учатся делать работу совместно.
Таким образом, с помощью игры, общения, профориентационной работы, удовлетворяются важнейшие социальные потребности: дети знакомится с атрибутами разных профессий. Важно, чтобы ребёнок проникся уважением к ним уже в раннем возрасте и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
Практика работы сетевого взаимодействия нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста.
|