Михайлова Ольга Геннадьевна Налиткина Татьяна Ивановна. «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 как одно из направлений их успешно

«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 как одно из направлений их успешной социализации» (из опыта работы)

  • Педагог-психолог Налиткина Татьяна Ивановна
  • Старший воспитатель Михайлова Ольга Геннадьевна

МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»

По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день в мире насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья. В своей работе мы руководствуемся представленными на слайде документами.

 

С учётом того, что в последние десять лет количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличилось, в 2008 году перед специалистами нашего учреждения встал вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. На основании Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» в детском саду была открыта группа компенсирующей направленности для детей с эмоцинально-волевыми нарушениями. Со времени открытия из этой группы в массовую школу поступило 11 выпусков. А в 2017 году в связи с возникшей потребностью была открыта группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. В этом году был сделан первый выпуск. Все дети идут в массовую школу.

В настоящее время, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Программно-методическое оснащение коррекционно — развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР «Готовимся к школе» С.Г. Шевченко, Программу Е.В. Кузнецовой, И.А. Тихоновой «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», мы разработали свою образовательную программу дошкольного образовательного учреждения и адаптированную программу для детей с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка».

Исходя из этого, мы реализуем свою модель педагогического процесса, выбирая парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками с ОВЗ для их успешной социальной адаптации, так как одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями.

Для оптимального осуществления коррекционного образования на этапе дошкольного детства в нашем учреждении в соответствии с Уставом и локальными актами образовательного учреждения мы создали специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ:

  1. обновили нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение;
  2. организовали развивающую предметно-пространственную и коррекционно-развивающую (полисенсорную) среду;
  3. обеспечили кадрами психолого-педагогического сопровождения;
  4. осуществляем взаимодействие детского сада и семьи;
  5. обеспечиваем постоянное взаимодействие узких специалистов и воспитателей;
  6. неукоснительно выполняем санитарно-гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют четыре воспитателя, учитель-дефектолог, педагог-психолог, два учителя – логопеда, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.

Это позволяет нам организовать постепенное усвоение детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры, что играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению, обеспечивая детям с ОВЗ равные стартовые возможности. Наши педагоги делают доступным дошкольное образование для детей данной категории. Мы создали психологическую, нравственную атмосферу, в которой особый ребенок перестает ощущать себя не таким как все. Детский сад для них — это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Составленная нами модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Её целью стало обеспечение детям с ОВЗ равных стартовых возможностей: всесторонняя подготовка к обучению в массовой общеобразовательной школе и жизни в современном обществе.

Разработанная нашими специалистами адаптированная образовательная программа решает задачи следующего характера:

  1. адаптации ребенка к условиям обучения;
  2. профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
  3. коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Данные задачи решаются в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных коррекционно-развивающих занятий, а так же самостоятельной деятельности ребёнка с ЗПР и ТНР в специально организованной пространственно-речевой среде, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

Кроме того, мы ведем информацинно-просветительскую и консультативную работу работу с родителями в форме лекций, бесед, раздачи печатного материала, проведения тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ, выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ, тем самым способствуя повышению психологической и логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

В соответствии с методическим письмом Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» мы добиваемся того, что дети с ОВЗ являются активными участниками совместной жизни всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения.

На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в обществе. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности — привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении и за его пределами.

В работе с дошкольниками с ОВЗ мы применяем личностно – ориентированный подход в работе с использованием нетрадиционных технологий.

Использование нетрадиционных технологий в таких образовательных областях, как коммуникация, художественное творчество, социализация и музыка, дает наиболее эффективный результат и значительные положительные изменения в динамике развития детей. Каждый ребёнок, появившись на свет, учится быть человеком. Чтобы жить и творить, он должен иметь определённый багаж знаний.

Для того чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, кроме традиционных методов педагоги МДОУ используют элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного моделирования, сказкотерапии и элементы системы Монтессори.

В основе процесса использования технологии имитационного моделирования лежит игра. В игре дети воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности. Игровые технологии помогают овладеть этими нормами, обеспечивают приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Одним из видов здоровьесберегающего воздействия на воспитанников является сказкотерапия, являющаяся инновационным методом в работе с детьми, позволяющая мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает ему контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения, новых знаний о себе и мире. Она знакомит ребёнка с его сильными сторонами, помогает искать нестандартные, оптимальные выводы из различных ситуаций. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое, помогает развивать произвольное внимание, память, способствует сплочению группы, развитию чувства взаимопомощи и поддержки расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Использование данных методов даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, успешной социализации, позволяют добиться значительных успехов в социализации детей и формировании у них интегративных качеств личности для адаптации к жизни в обществе.

Использование элементов системы Монтессори предполагает недоминируещее воздействие педагога на ребенка с ОВЗ и направлено на его сенсорное развитие. Предметно-развивающая среда группы включает в себя несколько зон.

Первая — "Зона практической жизни", способствует приобретению детьми важных практических умений. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.

Далее — "Зона сенсорного воспитания". Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована материалами для развития зрения, для развития логического мышления на основе зрительного восприятия, материалы для развития осязания. Это — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью; для развития барического чувства (различения веса) (весовые таблички), для развития вкуса — вкусовые баночки, для развития слуха — шумовые цилиндры.

В "Математическую зону" входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка — числовые штанги, выпуклые цифры.

"Зону русского языка" составляет материал для расширения словарного запаса: классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха — наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму — металлические рамки — вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами — шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов — большой подвижный алфавит; материал для чтения — серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

Каковы возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Исследования ученых позволяют сделать вывод о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает бОльшее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Поэтому дети с нарушением речи нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Функция руки и речи развиваются параллельно. Поэтому мы развиваем мелкую моторику у детей – и тех, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Для развития речи мы используем различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук: вырезание ножницами; лепка из глины и пластилина, теста; изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей и других доступных материалов; различные виды шнуровки; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков; нанизывание бус и пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на шнурках; переборка круп; обводка по трафарету; аппликация.

Для достижения поставленных целей в нашем образовательном учреждении используется и метод проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Свою деятельность педагоги направляют, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применении своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей.

Индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Для выявления детей с ОВЗ и организации работы с ними в МДОУ работает психолого-педагогический консилиум; его деятельность осуществляется в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации", Уставом учреждения, Договором между консилиумом (ППк) и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).

Обследование ребёнка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.

Обследование ребенка до консилиума проводится каждым специалистом ДОУ индивидуально.

По результатам обследований, на основании представлений специалистов коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребенка, составляется заключение консилиума, в котором указывается, какие нарушения имеют место; разрабатывается индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка, в котором каждый участник консилиума даёт рекомендации педагогам и родителям по коррекции и развитию ребёнка.

Таким образом, одиннадцатилетний опыт работы в нашем детском саду групп компенсирующей направленности, где организован процесс воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, показывает, что эта деятельность педагогического коллектива обеспечивает выравнивание уровня развития детей и способствует их стопроцентному обучению в массовой школе. А значит, мы не зря едим свой хлеб, помогая детям с ОВЗ успешно социализироваться, стать полноценными членами общества.

Просмотров: 404
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Бронникова Ольга Леонидовна. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада.
  • Редактор. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Зинаида Михайловна Гарага. Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Пасхальная радость»
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь