- Педагог-психолог Налиткина Татьяна Ивановна
- Старший воспитатель Михайлова Ольга Геннадьевна
МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день в мире насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья. В своей работе мы руководствуемся представленными на слайде документами.
С учётом того, что в последние десять лет количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличилось, в 2008 году перед специалистами нашего учреждения встал вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. На основании Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» в детском саду была открыта группа компенсирующей направленности для детей с эмоцинально-волевыми нарушениями. Со времени открытия из этой группы в массовую школу поступило 11 выпусков. А в 2017 году в связи с возникшей потребностью была открыта группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. В этом году был сделан первый выпуск. Все дети идут в массовую школу.
В настоящее время, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Программно-методическое оснащение коррекционно — развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР «Готовимся к школе» С.Г. Шевченко, Программу Е.В. Кузнецовой, И.А. Тихоновой «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», мы разработали свою образовательную программу дошкольного образовательного учреждения и адаптированную программу для детей с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка».
Исходя из этого, мы реализуем свою модель педагогического процесса, выбирая парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками с ОВЗ для их успешной социальной адаптации, так как одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями.
Для оптимального осуществления коррекционного образования на этапе дошкольного детства в нашем учреждении в соответствии с Уставом и локальными актами образовательного учреждения мы создали специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- обновили нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение;
- организовали развивающую предметно-пространственную и коррекционно-развивающую (полисенсорную) среду;
- обеспечили кадрами психолого-педагогического сопровождения;
- осуществляем взаимодействие детского сада и семьи;
- обеспечиваем постоянное взаимодействие узких специалистов и воспитателей;
- неукоснительно выполняем санитарно-гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют четыре воспитателя, учитель-дефектолог, педагог-психолог, два учителя – логопеда, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.
Это позволяет нам организовать постепенное усвоение детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры, что играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению, обеспечивая детям с ОВЗ равные стартовые возможности. Наши педагоги делают доступным дошкольное образование для детей данной категории. Мы создали психологическую, нравственную атмосферу, в которой особый ребенок перестает ощущать себя не таким как все. Детский сад для них — это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Составленная нами модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Её целью стало обеспечение детям с ОВЗ равных стартовых возможностей: всесторонняя подготовка к обучению в массовой общеобразовательной школе и жизни в современном обществе.
Разработанная нашими специалистами адаптированная образовательная программа решает задачи следующего характера:
- адаптации ребенка к условиям обучения;
- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Данные задачи решаются в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных коррекционно-развивающих занятий, а так же самостоятельной деятельности ребёнка с ЗПР и ТНР в специально организованной пространственно-речевой среде, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
Кроме того, мы ведем информацинно-просветительскую и консультативную работу работу с родителями в форме лекций, бесед, раздачи печатного материала, проведения тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ, выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ, тем самым способствуя повышению психологической и логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.
В соответствии с методическим письмом Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» мы добиваемся того, что дети с ОВЗ являются активными участниками совместной жизни всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения.
На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в обществе. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности — привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении и за его пределами.
В работе с дошкольниками с ОВЗ мы применяем личностно – ориентированный подход в работе с использованием нетрадиционных технологий.
Использование нетрадиционных технологий в таких образовательных областях, как коммуникация, художественное творчество, социализация и музыка, дает наиболее эффективный результат и значительные положительные изменения в динамике развития детей. Каждый ребёнок, появившись на свет, учится быть человеком. Чтобы жить и творить, он должен иметь определённый багаж знаний.
Для того чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, кроме традиционных методов педагоги МДОУ используют элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного моделирования, сказкотерапии и элементы системы Монтессори.
В основе процесса использования технологии имитационного моделирования лежит игра. В игре дети воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности. Игровые технологии помогают овладеть этими нормами, обеспечивают приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Одним из видов здоровьесберегающего воздействия на воспитанников является сказкотерапия, являющаяся инновационным методом в работе с детьми, позволяющая мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает ему контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения, новых знаний о себе и мире. Она знакомит ребёнка с его сильными сторонами, помогает искать нестандартные, оптимальные выводы из различных ситуаций. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое, помогает развивать произвольное внимание, память, способствует сплочению группы, развитию чувства взаимопомощи и поддержки расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Использование данных методов даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, успешной социализации, позволяют добиться значительных успехов в социализации детей и формировании у них интегративных качеств личности для адаптации к жизни в обществе.
Использование элементов системы Монтессори предполагает недоминируещее воздействие педагога на ребенка с ОВЗ и направлено на его сенсорное развитие. Предметно-развивающая среда группы включает в себя несколько зон.
Первая — "Зона практической жизни", способствует приобретению детьми важных практических умений. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.
Далее — "Зона сенсорного воспитания". Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована материалами для развития зрения, для развития логического мышления на основе зрительного восприятия, материалы для развития осязания. Это — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью; для развития барического чувства (различения веса) (весовые таблички), для развития вкуса — вкусовые баночки, для развития слуха — шумовые цилиндры.
В "Математическую зону" входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка — числовые штанги, выпуклые цифры.
"Зону русского языка" составляет материал для расширения словарного запаса: классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха — наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму — металлические рамки — вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами — шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов — большой подвижный алфавит; материал для чтения — серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.
Каковы возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Исследования ученых позволяют сделать вывод о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает бОльшее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Поэтому дети с нарушением речи нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Функция руки и речи развиваются параллельно. Поэтому мы развиваем мелкую моторику у детей – и тех, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Для развития речи мы используем различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук: вырезание ножницами; лепка из глины и пластилина, теста; изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей и других доступных материалов; различные виды шнуровки; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков; нанизывание бус и пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на шнурках; переборка круп; обводка по трафарету; аппликация.
Для достижения поставленных целей в нашем образовательном учреждении используется и метод проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.
Свою деятельность педагоги направляют, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применении своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей.
Индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Для выявления детей с ОВЗ и организации работы с ними в МДОУ работает психолого-педагогический консилиум; его деятельность осуществляется в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации", Уставом учреждения, Договором между консилиумом (ППк) и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).
Обследование ребёнка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.
Обследование ребенка до консилиума проводится каждым специалистом ДОУ индивидуально.
По результатам обследований, на основании представлений специалистов коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребенка, составляется заключение консилиума, в котором указывается, какие нарушения имеют место; разрабатывается индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка, в котором каждый участник консилиума даёт рекомендации педагогам и родителям по коррекции и развитию ребёнка.
Таким образом, одиннадцатилетний опыт работы в нашем детском саду групп компенсирующей направленности, где организован процесс воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, показывает, что эта деятельность педагогического коллектива обеспечивает выравнивание уровня развития детей и способствует их стопроцентному обучению в массовой школе. А значит, мы не зря едим свой хлеб, помогая детям с ОВЗ успешно социализироваться, стать полноценными членами общества.
|