Разработала: Терентьева Ю.А. муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№160» города Оренбурга педагог-психолог
Актуальность проекта.
Проблема развития отзывчивости, социального интеллекта остро стоит в современном мире. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития эмпатии, умения сострадать и приходить на помощь.
Участники проекта: ребенок, родители, педагог — психолог.
Тип проекта: краткосрочный.
Срок реализации: один месяц.
База исследования: дошкольное учреждение.
Проблема: Полина, воспитанница подготовительной группы сопереживала малышам проходившим период адаптации в детском саду, ведь её сестрёнка плакала по утрам, приходя в детский сад.
Цель: Полина решила выяснить, как помочь малышам привыкнуть к детскому саду?
Задачи:
- Развивать наблюдательность, социальный интеллект, желание прийти на помощь;
- учить собирать информации, изучать источники (брать интервью, задавать вопросы);
- знакомиться с разными видами игр, помогающими адаптироваться малышам;
- развивать творческое мышление при изготовлении игрушек для малышей;
- воспитывать сострадание, эмпатию, желание прийти на помощь.
Аннотация. Каждый год малыши, приходя в садик, очень сильно переживают разлуку с мамой и долго привыкают к садику. Старшие ребята, уже имея опыт социализации, не всегда понимают, как помочь малышам?
Целеполагание. После обсуждения проблемы Поля решила больше узнать о том, как можно помочь малышам.
Планирование. Для изучения Полина решила собрать информацию об интересах детей младшего возраста:
- наблюдение дома за младшей сестрой, её игрой
- побеседовала с педагогом – психологом о способах помощи малышам
- c помощью педагога-психолога продумала план интервью с мамой
- проанализировав результаты интервью и наблюдений, выбрала игры для малышей и изготовила их совместно с педагогом – психологом.
Этапы реализации проекта.
Проект осуществляется в течение месяца в сентябре. Работа над проектом разбивается на три этапа (по неделе на каждый этап).
1-й ЭТАП Беседа с педагогом – психологом, обсуждение наблюдения и вопросов интервью.
2-й ЭТАП Наблюдение и интервью дома с мамой, обсуждение результатов с педагогом — психологом.
3-й ЭТАП Творческий: изготовление игрушек для малышей и практическое использование в работе с малышами, наблюдение за реакцией малышей.
Полина делает вывод, что яркие игрушки, подвижные игры, игры — забавы помогают малышам отвлечься и пережить разлуку с мамой.
Цель проекта достигнута.
Надо отметить, что дети из группы Полины заинтересовались результатами её проекта и тоже захотели помочь малышам. Девочка приготовила мастер – класс по изготовлению игр для сверстников, так проект получил продолжение.
Копилочка по итогам проекта.
Вопросы интервью:
Мама, когда я начала ходить в садик я плакала?
Во что я любила играть?
А как долго я привыкала?
Что меня веселило и отвлекало от слез?
Мои любимые игрушки?
Наблюдение за сестричкой.
Что она любит больше всего делать?
Что её успокаивает?
Любимые игры?
Беседа с психологом.
Вот видишь, малышам нравятся подвижные игры, веселые забавы, пальчиковые игры, а еще возиться с мелкими предметами, мячики, мыльные пузыри, яркие игрушки, которые можно оживить.
Все это можно сделать своими руками и помочь малышам успокоиться и привыкнуть к садику. Итак, что мы можем сделать?
Игрушку «Цыпленка» для отвлечения внимания и игр.
Сделать мыльные пузыри, чтобы повеселить, позабавить малышей.
Выучить игру «Дождик и тучка» и сделать к ней атрибуты.
Сделать игрушку сортер «Цветик – разноцветик».
Игрушка «Цыпленок» (перчатка)
Материал: фетр разных цветов, клей, фурнитура глазки, ножницы,
карандаш, ножницы, детали выкройки.
Ход работы:
Детали размещаем на фетре и обводим карандашом, затем вырезаем, размещаем детали на туловище и приклеиваем, детали туловища можно склеить или сшить.
Атрибуты для игры «Солнышко и тучка»
Материал: картон, карандаш, краски, кисть, вода в стакане, ножницы, клей, бамбуковая палочка.
целлофан, степлер.
Ход работы:
На картоне рисуем солнышко и тучку, раскрашиваем красками, даём высохнуть, из целлофана вырезаем полоски и прикрепляем степлером к тучке. Солнышко и тучку крепим к палочкам.
Игра «Солнышко и тучка»
Цель: Позабавить, повеселить детей, снять мышечное напряжение, тревогу.
Материалы: игрушки солнышко и тучка, музыка.
Ход игры: Дети под звуки музыки двигаются по игровой комнате свободно, как только музыка заканчивается и появляется тучка, садятся на свои места.
Сортер «Цветик – разноцветик»
Материалы: цветной пластилин, застывающий на воздухе.
Ход работы: массу разделить на небольшие кусочки и скатать шарики, сплюснуть и оттянуть края вверх, соединить лепестки с круглой серединкой, тщательно промазать места крепления, дать высохнуть. Скатать по 5 шариков каждого цвета маленького размера, дать высохнуть.
Игра сортер «Цветик разноцветик».
Цель: развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, внимание.
Ход игры: Перед ребенком ставится цветочек, в серединку выкладываются цветные шарики. Ребенок пальчиками или пинцетом раскладывает цветной шарик в лепесток такого же цвета (выполняется под присмотром взрослого!).
|