Развитие восприятия величины
На первом году жизни сенсорное развитие ребенка в значительной мере осуществляется в процессе хватания предметов и манипулирования ими. Поэтому наиболее интенсивно формируется восприятие величины предметов. Когда же ребенку исполнится годик, родители должны не только познакомить его с величиной предметов, но и научить сравнивать предметы разной величины, приближая их друг к другу (сличая), и выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их размер. Слова большой и маленький ребенок понимает и даже сам употребляет. Чтобы убедиться, что у него сформированы понятия большой и маленький, проведите следующее занятие.
Ваш малыш за первый год жизни научился многому: сидеть, стоять, ползать, ходить, пить из чашки, он пользуется 5—10 словами, а понимает гораздо больше. Он узнает своих близких и привязан к ним, у него бывает разное настроение, он повторяет за взрослым простые действия с игрушками, с удовольствием и подолгу играет — манипулирует — с ними. И чем бы он ни занимался, все направлено на познание окружающего мира! Малыш приобретает знания тремя способами: он наблюдает, он общается с мамой и взрослыми, и, наконец, он исследует окружающий мир — выполняет разнообразные практические действия. Но задача родителей в это время — не только обеспечить ребенка всем необходимым для наблюдений и исследований. Если предметы просто находятся перед глазами ребенка и даже рассматриваются им, этого недостаточно. Малыша нужно учить действовать с предметами, воспринимать их свойства. Для этого родителям необходимо развивать умение сравнивать, сопоставлять предметы по величине, цвету, форме, фактуре. Предложенные игры-занятия помогут решить вам эту задачу. Для каждого занятия вам понадобятся различные материалы. Приобретите заранее наборы цветного картона, маркеры на водной основе, цветные карандаши, гуашь, бумагу для рисования, красивые бумажные пакетики, пластилин или глину для лепки.
Не оставляйте подготовленные для занятий материалы и инструменты в доступном для ребенка месте, убирайте их в шкаф и доставайте только для занятий. Следите за тем, чтобы мелкие и острые предметы (все, что представляет опасность для малыша) не оказались в руках у ребенка!
Для проведения некоторых игр лучше «приглашать» игрушку-помощницу. Пусть к вам в гости приходит какой-нибудь персонаж — кукла — и приносит с собой в красивом бумажном пакете дидактический материал для занятий. Таким гостем может быть игрушка, с которой ребенок мало играет (не нужно брать на игры-занятия совсем новую игрушку, потому что в этом случае все внимание малыша будет сосредоточено на ней). Пусть вместо вас с ребенком говорит кукла: объясняет, спрашивает, играет. В конце занятия, попрощавшись и поблагодарив, гость уходит. Такой мини-театр очень хорошо воспринимается детьми, которые с радостью и нетерпением ждут новой встречи с веселыми персонажами.
Во время занятий с ребенком не должно быть отвлекающих факторов. Занимайтесь тогда, когда малыш бодр и весел, когда вам никто не мешает. Будьте эмоциональны, радуйтесь вместе с вашим ребенком, играйте! Продолжительность таких игр — не более 10 минут. Рекомендуется, чтобы мама в игре с ребенком строго придерживалась роли партнера. Будьте в игре не учителем, а товарищем, не требуйте от него неукоснительного выполнения ваших инструкций. Инициатива должна принадлежать ребенку, а вы, в свою очередь, можете ее лишь тактично и незаметно направлять. _______________________________________________
Большая дудка — маленькая дудочка
Материал. Свернутые из цветной бумаги 2 дудочки (трубочки) длиной 20 и 10 см.
Ход игры-занятия. Положите перед ребенком на стол большую и маленькую дудки. «Ой, смотри, что у меня есть, — скажите очень эмоционально. — Вот эта дудка — большая». Дайте ее ребенку в руки, пусть он рассмотрит и исследует предмет. Покажите ребенку, как в нее можно смотреть. Подудите в нее громко: «Ду-ду-ду». Положите большую дудку на стол и покажите ребенку другую: «А вот еще одна дудочка. Она маленькая». Дайте ребенку возможность подержать ее в руках, рассмотреть, поиграть. Подудите в нее тоненько: «Ду- ДУ-ДУ».
Спросите малыша: «Где дудка большая?»
Возможно, он ответит или покажет правильно. После этого спросите его: «Где дудочка ма- Положите дудочки рядом. «Правильно, эта дудка большая, а эта — маленькая». Ваша дидактическая задача выполнена, если ребенок правильно показывает пальчиком большую и маленькую дудочки. Дайте ему возможность поиграть с дудками. Покажите, что маленькую дудочку можно вложить в большую. Занятие длится 5—7 минут. После занятия дудки следует убрать. Если ребенок затруднялся в ответах, повторите занятие через несколько дней. _____________________________
Большому зайчику — большую ложку
Материал. Плоскостные фигурки: большой и маленький зайчики, ложки, чашки, конфеты.
Ход игры-занятия. Рассмотрите с ребенком зайчиков и положите их рядом на стол: справа — большого, слева — маленького, но чуть подальше, чтобы осталось место для ложек.
Затем достаньте ложки, рассмотрите их вместе с ребенком и положите так же: справа — большую, слева — маленькую.
Скажите ребенку: «Зайчики будут кушать кашу, надо зайчикам ложки дать». Возьмите в руку ложку и спросите: «Вот маленькая ложка. Кому ее дать?» Если ребенок не сумеет дать правильный ответ, сами положите ее на лапы маленькому зайчику. Затем дайте большую ложку в руки малышу: «Кому ты дашь большую ложку?» Похвалите малыша за правильный ответ.
Прежде чем требовать выполнения какого-то действия ребенком, покажите это действие сами!
Занятие можно сразу повторить еще раз, если ребенку интересно. Пусть зайчики погуляют и опять придут кушать кашу, и им снова нужно будет раздать ложки. Занятие длится 5—7 минут. На следующем занятии зайчики будут пить чай из чашек, угощаться конфетками. Если ребенок легко справляется с заданием, можно предложить ему раздать зайчикам сразу и ложки, и чашки, и конфеты. ____________________________________
Маленькому мишутке — маленькую конфетку
Материал. Плоскостные фигурки: большой и маленький мишки, ложки, чашки, конфеты
Ход игры-занятия такой же, как и в предыдущем занятии с зайками. Главное условие — чтобы ребенку было интересно. Если вы заметили, что малыш без труда раздает мишкам конфетки и чашки, добавьте еще и ложки. Если ребенок легко справляется с этим заданием, вырежьте из цветного картона 2 круга — большой и маленький (это, скажем, 2 пряника, 2 сушки) — и предложите малышу раздать их мишкам. ___________________________
Укладываем кукол спать
Материал. 2 куклы (большая и маленькая), 2 кукольные подушки, 2 лоскутка ткани (одеяльца), расчески, чашки, ложки разных размеров.
Ход игры-занятия. Предложите ребенку уложить кукол спать: на большую подушку надо уложить спать большую куклу, на маленькую подушку — маленькую куклу. Затем укройте кукол одеялами. Для этого определите вместе с ребенком, какое одеяло большое, а какое — маленькое. Спросите его: «Кого накроем большим одеялом?» Пусть ребенок выберет куклу и сам накроет ее одеялом. Когда куклы проснутся, они будут пить чай: большая — из большой чашечки, маленькая — из маленькой, и ложки у них будут разные. Предложите ребенку выбрать соответствующие по величине прюдметы и помогите ему их разложить рядом с куклами. Потом каждая кукла будет рисовать своим карандашом (большим или маленьким), расчесываться — каждая своей расческой, пойдут гулять — каждая наденет свой платочек, у каждой будет свой ключик, большой или маленький. При каждом новом сюжетном повороте игры предлагайте ребенку определить, какой предмет надо дать той или другой кукле. Продолжительность занятия — 10 минут. Если ребенок проявляет интерес к этой игре, вернитесь к ней через некоторое время — после прогулки, обеда. ______________________________________
Сложи в коробочку шарики
Материал. Вам понадобятся 2 коробочки — большая и маленькая (2 чашки, 2 ведерка, 2 красивых бумажных пакета — в зависимости от того, что у вас уже есть) и большие и маленькие игрушки, помещающиеся в этих коробках. Желательно, чтобы больших предметов было 4, а маленьких — 5. Все предметы должны быть из одного материала, одинакового цвета, различаться только по величине.
Ход игры-занятия. Покажите малышу большую коробку и скажите, что там что-то есть. Предложите ребенку самому открыть коробку и рассмотреть, что там находится: «Посмотри, какие шарики!» После того как он их рассмотрит, предложите сложить шарики обратно. После этого достаньте маленькую коробочку и вместе с ребенком рассмотрите, что лежит там. Когда малыш рассмотрит маленькие шарики и сложит их обратно в коробку, разложите большие и маленькие шарики вперемешку на столе: «Наши шарики перемешались— заблудились. Им надо помочь найти свои домики».
Если ребенок не хочет заниматься, отложите на время это занятие или попробуйте заинтересовать его с помощью игрушки-помощницы, которая «играет» с мамой в интересную игру. Пусть малыш понаблюдает за этим и, возможно, чуть позже сам захочет играть вместе с вами
Очень возможно, что на ваш вопрос: «Куда надо положить маленькие шарики?» — ребенок покажет пальчиком на маленькую коробку. Если он не сможет ответить правильно, сложите сами большие шарики в большую коробку и предложите ребенку сложить оставшиеся маленькие. Если ребенок с интересом играет в эту игру, через некоторое время можно ее повторить. В этом случае взрослый помогает только при необходимости, а ребенок сам складывает большие шарики — в большую коробку, маленькие — в маленькую. Игра длится 5—7 минут, ее можно повторить несколько раз, при этом шарики можно заменять кубиками, кирпичиками, колечками от пирамидок. Единственное условие при каждом повторении — предметы должны быть одинаковыми по фактуре и цвету. __________________________
Помогаем маме на кухне
Материал. 2 кастрюли (большая и маленькая), 5 больших и 5 маленьких мытых морковин.
Ход игры-занятия. Попросите ребенка помочь сварить суп. На кухне рассмотрите с ребенком 2 кастрюльки — большую и маленькую. Скажите: «В большой кастрюле я буду варить суп для папы, а в маленькой кастрюльке я сварю очень вкусный суп для тебя». Затем разложите на столе большие и маленькие морковки вперемешку. Возьмите маленькую морковку и предложите ребенку положить маленькую морковку в маленькую кастрюльку. Возьмите большую морковку и предложите положить ее в большую кастрюлю. Если вы уверены, что ребенок справится, дайте ему самому разложить остальные морковки. Помогите, если ему трудно. В следующий раз предложите ему разложить в разную посуду яблоки, груши, мандарины и апельсины (например, чтобы сварить компот).
Следите за поведением ребенка во время игры и прекращайте занятия раньше, чем он потеряет интерес. ____________________________________
Машины едут в гаражи
Материал. Плоскостные фигурки — 5 больших и 5 маленьких машин. Лист цветного картона для гаражей. Большой гараж — это лист картона, маленький гараж — половина.
Ход игры-занятия. Положите на стол (или на пол) большой гараж и маленький гараж. Разложите вперемешку перед ребенком вырезанные большие и маленькие машины и предложите ему их рассмотреть. Затем возьмите в руки маленькую машину и спросите, в каком гараже она будет стоять? Ребенок вам подскажет. Положите машинку на маленький лист. Возьмите большую машину и задайте тот же вопрос. После правильного ответа положите машину на большой лист. Если вы уверены, что ребенок справится, предложите ему самому поставить в гаражи остальные машины. Если ребенок все же затрудняется с ответом, то продолжайте игру сами. Так машины могут выезжать из гаража и возвращаться в свой гараж многократно. Занятие должно длиться не дольше 7— 8 минут.
На следующий день вы можете ставить в гаражи не машинки, а автобусы, а потом — и автобусы, и машинки, взяв для таких гаражей другие листы картона, чтобы помещались и те и другие. Дидактический материал сохраните, он вам понадобится для других игр. ____________________________________
Помогаем киске разложить игрушки
Материал. Игрушка, например киска, из игрового уголка ребенка (с которой он мало играет), 2 красивых бумажных пакета одного размера, большой и маленький конверты. В одном пакете — 5 больших (5x5 см) и 5 маленьких (3x3 см) красных картонных квадратиков, во втором — по 5 красных кружков (диаметром 5 и 3 см).
Ход игры-занятия. Киска приносит красивые пакеты и предлагает посмотреть, что в них. Высыпьте на стол из первого пакета квадратики (игрушки). Обратите внимание ребенка на то, что они разные: большие и маленькие. Скажите: «Киска просит разложить игрушки. Такие надо положить сюда, а вот такие — сюда». Первые две пары квадратов разложите на столе сами, затем предложите выполнить действие ребенку. Когда малыш разложит квадратики, предложите ему разложить кружки (шарики) из второго пакета. Похвалите малыша — он потрудился и помог киске! После этого (возможно, уже на следующем занятии) попросите малыша сложить большие фигуры в большой конверт, а маленькие — в маленький. Если он затрудняется это сделать самостоятельно, сложите фигуры сами, приговаривая, что большие фигуры вы прячете в большой, а маленькие — в маленький конверт. Занятие длится 7—8 минут. Подобные игры с фигурами можно проводить много раз, меняя содержимое конвертов овалами-огурчиками, прямоугольниками-кирпичиками. Когда малыш потеряет интерес к этим фигурам, предложите ему фигуры другого цвета. В гости к ребенку может приходить не только киска, но и другие игрушки. Сохраните дидактический материал — он вам понадобится для дальнейших игр-занятий. ____________________________________
Раскладываем грибочки
Материал. Сделайте из цветного картона 3 грибочка (9, 7 и 4 см): ножки — желтого цвета, а шляпки — красного или коричневого.
Ход игры-занятия. Положите на стол перед ребенком 3 грибочка и скажите: «Смотри, какие грибы!» Возьмите самый большой, рассмотрите вместе с ребенком и скажите, что этот гриб — самый большой. Пусть малыш убедится в этом, прикладывая его к двум остальным. Повторите еще раз: «Да, это самый большой!» Положите большой гриб слева. Затем предложите малышу выбрать из оставшихся на столе грибов тот, который меньше предыдущего. Возможно, он покажет правильно.
Раскладывайте предметы слева направо — этот полезный навык пригодится ребенку позже, при обучении чтению и письму.
Проверьте вместе, приложив выбранный гриб к большому. Если ребенок ошибется и покажет самый маленький, скажите: «Нет, это самый маленький грибок. Нам нужен поменьше, но не самый маленький! Вот этот!» Приложите его к большому грибу, а затем положите его правее. Когда малыш возьмет в руки оставшийся гриб, скажите, что он — самый маленький. Положите его справа. Теперь можно перемешать грибы и предложить ребенку самому разложить их по порядку. При необходимости помогите малышу. Если ребенку было сложно справиться с заданием, занятие можно снова провести на следующий день. Когда малыш научится без труда раскладывать грибочки от большого к маленькому, измените задание: раскладывайте грибки в обратном порядке — от самого маленького к самому большому. На следующих занятиях вместо грибочков вы можете играть с ложками разных размеров, конвертиками, тарелками, пакетиками. Можно вырезать из цветного картона 3 квадрата, 3 овала, 3 самолетика, 3 домика и т. д. Желательно, чтобы предметы отличались только по размеру, но не по цвету. Как усложнение можно предложить разложить в порядке уменьшения или увеличения 4 предмета. Это занятие послужит вам образцом для целой серии занятий с игрушками, приобретенными в магазине: пирамидками, матрешками. Часто родители дают ребенку такого рода игрушки для самостоятельного исследования, но они предназначены для совместных занятий с малышами. Именно такие игрушки позволяют нам ввести в словарь ребенка слова большой, маленький, самый большой, самый маленький, поменьше, побольше.
код бегуна - конец -->
|