Гюльмалиева Елена Викторовна Кормилицина Екатерина Леонидовна. Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье». Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?»

Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье». Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?»

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания детей.

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье
  • охарактеризовать содержание интереса к труду у ребенка, с учетом возрастных особенностей в процессе трудового воспитания в семье
  • воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми и взрослыми.

Ход мероприятия:

Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на сегодняшнюю встречу.

 

И наше общение я хочу начать с воспоминаний крепостного крестьянина Федора Бобкова. Вот что он писал о своем детстве:

«Участие мое в работах заключалось в наматывании ниток на маленькие шпулечки для тканья миткаля. Летом на моей обязанности лежало нянчить брата и сестру, которые были моложе меня. Во время жатвы я оставался с ними в доме один. Возился я с ними не особенно много, — Петрушке давал кусок хлеба, Кате соску и убегал играть с мальчиками, забывая совершенно о своих питомцах. Изредка соседка наша, тетка Матрена, покричит на меня, что оставил детей без присмотра, тогда я возвращался домой, пихал в рот одному кусок хлеба, другому соску и опять убегал. Вплоть до зимы я бегал босиком, а зимой ходил в лаптях».

Я неспроста зачитала этот отрывок из воспоминаний. Каждый из нас, слушая это отрывок, мысленно перенесся в те далекие времена. Представили этого мальчугана и проводили параллель с нынешними детьми.

Может быть, и была какая-то особая система воспитания для крестьянских детей, но большинство из них росли в естественной окружающей их среде и познавали все новое сами, набивая шишки.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

Мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить, ничего не делая.

И сегодня мы собрались вместе, что бы разобраться в этом нелегком вопросе.

Я предлагаю, разделиться на две группы. Нам будет одинаково интересно услышать мнения пап и мам. В первой группе у нас будут только мамы, а вторая группа будет состоять из пап.

И так, мы начинаем.

Практическая часть:

1. ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости.

Для начала, я порошу участников обеих команд дать определение понятию «трудолюбие». Что на ваш взгляд включает в себя понятие – трудолюбие?

- Это нравственное качество личности ребенка, проявляющееся в его осознанности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, заинтересованности ребенка в достижении полезных результатов своего труда, положительном отношении к трудовой деятельности взрослого.

- Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

(анализ задания)

2. А сейчас я предлагаю поиграть в иргу «Да – нет». На подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо разделить эти карточки на три группы. Первая группа, это те поручения, которые ваш ребенок чаще всего выполняет дома. Вторая группа, это те поручения, которые ребенок выполняет редко. И третья, это те поручения, которые ребенок не выполняет вообще. В конце игры мы проанализируем результат.

Перечень поручений:

  • Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
  • Наводит порядок на своем столе и в своей комнате.
  • Заботиться о младшем брате или сестре.
  • Стирает свои мелкие вещи.
  • Моет чайную (либо другую) посуду.
  • Следит за чистотой обуви.
  • Выносит мусор.
  • Кормит домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
  • Гуляет с собакой, кошкой.
  • Самостоятельно ходит в магазин (за хлебом, молоком и т.д.).
  • Ухаживает за растениями.
  • Помогает в приготовлении пищи (моет овощи для салата, раскатывает тесто)
  • Накрывает на стол и убирает со стола.
  • Подклеивает книги, коробки для настольных игр.
  • Выполняет посильную работу на приусадебном участке.
  • Убирает свою постель.

(анализ задания)

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий.

3. Среди современных ученых бытует мнение, что не следует разделять труд на «мужской» и «женский». Согласны ли и вы с этим мнением? Если нет, то почему?

Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками.

Я попрошу команду мам описать трудовую деятельность мальчиков, а папы пусть определят трудовые поручения для девочек.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших. Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

(анализ задания)

4. У каждой команды есть список способов привлечения ребенка к труду. Ваша задача, расставить по вашему мнению эти способы по принципу эффективности. Какой из этих способов самый эффективный по вашему мнению и почему?

  • Просьба
  • Принуждение
  • Поощрение
  • Одобрение
  • Благодарность
  • Соревнование
  • Наказание

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случаи никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие плюсы оценки деятельности ребенка.

Одобрение – простой вид поощрения.

Благодарность – более высокий уровень.

Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.

4. Итак, в семье труд для детей должен быть посильным. У ребёнка могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно. Например, уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В более старшем возрасте, ребёнок уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, полить комнатные растения и т.д.

У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Нам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.

А) Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?

(Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но, если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.)

Б) Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

(Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым.)

(анализ задания)

5. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Какое средство из трех является ведущим и почему?

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др

Домашнее задание

Уважаемые родители, в конце нашей встречи я хочу попросить вас поучаствовать в создании книги «Трудовые традиции моей семьи». Напишите о своих семейных трудовых традициях. Какие трудовые традиции есть у вас в семье? Нужны ли они детям? На страницах разместите фотографии, рисунки о вашем семейном труде. Поделитесь опытом, интересной информацией. Все страницы мы оформим в нашу «трудовую» книгу. Будем ее пополнять интересными трудовыми событиями. Это будет ваше домашнее задание

Заключительная часть:

Давайте подведём итог нашей встречи. Ответим на вопросы, которые мы поставили в начале нашей беседы: Для чего нужно прививать любовь к труду у детей?

На вопрос: «Как воспитывать трудом?» мы тоже постарались ответить. Вашему вниманию и на обсуждение были представлены: формы, методы, принципы, условия, правила организации трудовой деятельности. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла вам разобраться в очень важных вопросах трудового воспитания. И я очень надеюсь, что многие из вас воспользуются нашими советами и рекомендациями.

- Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко:

- «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?

- Вы опоздали ровно на 9 месяцев! — ответил Макаренко.

Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.

Благодарим всех за участие. До новых встреч!

Литература:

  • А. С. Макаренко. «Семья и воспитание детей». Учебное пособие. М. Педагогика, 1984.
  • Л. А. Кулик. Семейное воспитание: Учебное пособие, М. Просвещение, 2003.
  • Пашков А.Г. Труд как средство воспитания//Педагогика, 1992, № 7-8.
  • Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Е.Н. Степанова – М.: Творческий центр, 2001.
  • Диалоги о воспитании. / Книга для родителей. — М.: Педагогика, 1985.
Просмотров: 383
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Шикина Ольга Николаевна. Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Редактор. Что нужно для изготовления поделок
  • Балаева Наталья Леонидовна. Конспект НОД «Круглый стол» для родителей на тему: «Что мы знаем о своем ребенке» в подготовительной группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь