Воспитатель Коротких Ирина Николаевна Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 183 Дошкольное отделение 1
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». В. А. Сухомлинский
Продолжительность проекта: долгосрочный (с октября по апрель).
Участники проекта: дети 6-7 лет с нарушениями слуха, воспитатель, родители.
Тип проекта: познавательный, групповой.
Актуальность.
На протяжении дошкольного возраста у детей закладываются основы трудовой деятельности, начиная с навыков самообслуживания и заканчивая выполнением сложных коллективных поручений. Формирование интереса к труду, уважительного отношения к труду взрослых, формирование трудолюбия и положительных личностных качеств у детей с нарушениями слуха требует систематической и целенаправленной работы.
Скачать конспект
Цель проекта: формировать положительное отношение детей с нарушениями слуха к труду.
Задачи проекта:
- Образовательные: формировать и совершенствовать трудовые навыки слабослышащих дошкольников; формировать интерес к труду взрослых, знакомить детей с новыми профессиями и профессиями родителей.
- Воспитательные: воспитывать уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; воспитывать личностные качества, трудолюбие, положительные взаимоотношения между детьми (дружба, взаимопомощь, забота).
- Коррекционно-развивающие: обогащать и расширять словарь детей за счет включения в речь новых понятий.
Подготовительный этап проекта: подбор методической литературы и материалов для реализации проекта.
На основном этапе проекта работа велась по следующим направлениям, подробно представленным в таблице:
- Формирование у слабослышащих детей интереса к труду взрослых.
- Организация труда дошкольников.
- Взаимодействие с родителями.
В ходе предварительных бесед, а также циклов занятий по темам «Профессии. Профессии родителей», чтения художественной литературы (Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В. Маяковский «Кем быть?», пословицы и поговорки о труде), наблюдений за деятельностью сотрудников детского сада, экскурсий в библиотеку, на почту, сюжетно-ролевых игр ( «Семья», «Ателье», «Библиотека», «Почта») у дошкольников с нарушениями слуха формировался интерес к труду взрослых.
На занятиях по ручному труду дети учились работать с различными материалами (картоном, бумагой, бросовым материалом, природным материалов, нитками, тканью, пяльцами, иглой, пуговицами, тесьмой). Ежедневно в ходе дежурств и на специально организованных еженедельных занятиях по хозяйственно-бытовому труду дети овладевали новыми и совершенствовали ранее сформированные трудовые навыки (сервировка стола, работа в уголке природы, уборка в группе, стирка кукольной одежды, сезонный труд на участке, работа в цветнике и на огороде).
Для родителей были оформлены и с периодичностью один раз в месяц проводились консультации, оформлялись информационные стенды, стенгазеты и фотоотчёты, проведен заключительный досуг «Умелые руки не знают скуки».
Содержание основного этапа проекта
Направления работы Формы работы
Формирование интереса к труду взрослых НОД «Профессии», «Профессии родителей»
Чтение художественной литературы Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В. Маяковский «Кем быть?», знакомство с народным творчеством (пословицы и поговорки о труде)
Наблюдения за деятельностью сотрудников детского сада (методист, воспитатель, медсестра, охранник, дворник и т.п.)
Дидактические игры «Профессии», «Кому что нужно?», «Четвёртый лишний»
Экскурсия в библиотеку
Оформление уголков в группе
Новые сюжетно-ролевые игры «Семья», «Ателье», «Библиотека», «Почта»
Организация труда детей НОД «Хозяйственно-бытовой труд» (1 раз в неделю)
Труд в природе (2 раза в неделю)
Самообслуживание и дежурства (ежедневно)
Огород на подоконнике (по сезону)
Ручной труд (1 раз в неделю):
Осенний лес
Овощи (оригами)
Герои сказки «Под грибом» (из природного материала)
Вышивание салфетки
Подарок маме
По сказке «Красная шапочка»
Ёлочные игрушки из бисера, пуговиц
Мебель (из бросового материала)
Пришивание пуговиц
Транспорт (из спичечных коробков)
Закладка для книги
Масленица (работа с нитками)
Игольница
Лебедь (оригами)
Космонавт (оригами)
Вышивание цветка на салфетке
Сошьем сумочку
Взаимодействие с родителями Консультация для родителей «Гербарий своими руками»
Папка-передвижка «Труд в жизни человека»
Оформление выставки детских работ ко Дню матери
Досуг ко Дню мамы
Консультация для родителей «Книжки в Вашем доме: советы по оформлению детской домашней библиотеки»
Фотоотчёт «Как мы ходили в библиотеку»
Информационный стенд «Приучаем ребенка к порядку»
Фотовыставка «Как я помогаю дома»
Информационный стенд «Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей»
Стенгазета «Мы умеем сами»
Консультация для родителей «Открытки к 8 марта своими руками»
Досуг «Умелые руки не знают скуки»
Участие родителей и детей в субботнике
Консультация для родителей «Как растут растения: экологические игры для дошкольников»
Заключительный этап проекта: проведение досуга с родителями «Умелые руки не знают скуки».
Литература:
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айресс-Пресс, 2009. — 128с.
- Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 48с.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 276с.
- Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.
|