Воспитатель: Полуянова Н.А., МБ ДОУ №54 «Искорка» Г. Набережные Челны
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого – красный, желтый; вместо фиолетового – голубой, синий и т.п.; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единстве со словом, его обозначающим.
Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься воспитатели и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.
При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый – трава, елочка; желтый – солнышко, цыпленок; синий – море и.т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное – использование естественных форм.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами – цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок може увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т.д.
Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу – к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов. на этом этапе можно порекомендовать игры в книге цветом Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.
Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи» б «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т.п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.
Музыкальные произведения способствуют релаксации (расслаблению)
Рекомендованная литература:
- «Давайте поиграем» А.А. Столяр, изд. Просвещение, 1991 г.
- «Домашняя школа мышления», изд. Знание, 1982 г.
- «Тайны здоровья ребенка» Т.Г. Глушанюк, Л.Н. Волкова, изд. Интерспект, 1994 г.
|