Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка» (2-ой корпус)
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ №37 Писаренко О.А. Керчь 2020
Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы
Задачи:
- Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.
- Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.
- Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.
- Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.
- Закреплять навыки оценки поступков людей, логически их обосновывать.
- Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
- Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
Предварительная работа:
- занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека
- рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств
- беседы о положительных и отрицательных эмоциях
- ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, двигательная активность).
Материалы: большой гелиевый шар, мячи су-джок, ребристые дорожки, 3 макета ключа, брекет изо льда, фольга, корзина, заполненные крахмалом воздушные шары по количеству гостей, изображение глаз и губ, коробка для воздушных шаров, гелиевые шары по количеству детей.
Длительность занятия: 30-35 минут
Ход занятия.
- Заход в зал.
- Приветствие, организационный момент
Психолог: Здравствуйте, дети! Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. У нас в саду есть добрая примета – всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному?! (руками показать круг)
Дети: Привет! (помахать)
Психолог: Небу ясному привет?! (провести по воздуху руками)
Дети: Привет! (помахать)
Психолог: Люди взрослые и малыши! (сложенными руками над головой, ладонями вниз по сторонам)
Дети: Вам привет от всей души! (сложенные руки оторвать от груди)
Дети, у нас сегодня будет необычное занятие, на котором нам надо быть очень дружными. Я хочу поделиться с Вами своим хорошим настроением. Вот, смотрите, какое оно у меня сегодня красивое и яркое (большой гелиевый шар). Я делюсь им с Максимом и говорю ему: "Хочу, чтоб у тебя сегодня был замечательный день", он делится с Аллой и тоже желает ей что-нибудь хорошее, и так дальше по кругу. Постарайтесь, чтобы наше хорошее настроение не улетело куда-то далеко от нас, поэтому держим его крепче.
А я желаю, чтоб всё у нас сегодня вышло!
Давайте отпустим наше хорошее настроение, чтоб оно было всегда с нами, теперь мы готовы к сказочным приключениям (дети становятся в два полукруга
3. Появление короля
«Здравствуйте, ребята! Я – король Страны Чувств. Правил я страной уже много лет и помогали мне в этом верные слуги: Радость, Удовольствие, Удивление, а также Обида, Злость и Страх. Были у каждого из них свои владения и земли. И вот однажды Обида, Злость и Страх захватили власть в моей стране. Меня, а также Радость, Удовольствие, Удивление бросили в темницу и стали все в моей стране только злиться, обижаться и бояться. На поле Радости завяли все цветы, море Удивления стало штормить, а река Удовольствия больше никуда не течёт.
Ребята, помочь мне можете только вы. Если вы покажите свои знания о разных чувствах, живущих в моей стране, то сможете найти три ключа от замка и вызволить меня из темницы. Я оставляю вам карту, которая укажет путь к моему замку. Пока меня не стали искать, я должен возвращаться в свою темницу! Я надеюсь на Вас!
4. Психолог: «Ребята, что же мы будем делать? Как нам поступить в этой ситуации?»
Дети: «Мы должны выручить короля из темницы, надо ему помочь!»
Психолог: «Хорошо. Вы такие отзывчивые! Мы выполним различные задания на знания чувств и сможем добыть ключи. Вы готовы? Тогда нам надо торопиться на помощь королю. Присаживайтесь на свои места. (дети садятся на стульчики)
Психолог: Что же нам поможет найти путь?»
Дети: «Нам оставили карту»
Психолог: «Да, вот она, а идти нам предстоит дорогой знаний и с неё нам сворачивать нельзя. Мы находимся вот здесь. В путь! Где же мы оказались?».
Дети: «Мы остановились у высокой башни со стражником»
Психолог: «Да, это стражник. Он охраняет волшебные двери башни, которые закрывают нам дальнейший путь. Мне кажется, что наш стражник хочет нам что-то сказать. Давайте его послушаем!
«Меня заколдовала новая королева и приказала стоять здесь, никого не пуская. Чтобы развеять колдовство, мне надо понять, что я чувствую и тогда я смогу покинуть свой пост и открыть вам волшебные двери»
Психолог: «Дети, как мы определим, что чувствует наш стражник?
Дети: Чтобы определить, что чувствует человек – надо внимательно посмотреть на его лицо.
Психолог: Молодцы! Скажите, какие у стражника брови?
Дети: У стражника брови насупленные, у стражника брови сдвинутые, у стражника брови нахмуренные.
Психолог: Верно! А какой взгляд, какое выражение глаз у стражника?
Дети: Выражение глаз у стражника – сердитое, у стражника – строгое выражение глаз, у стражника тяжелый взгляд
Психолог: А как можно описать губы стражник?
Дети: Губы выглядят сжатыми, губы у стражника – стиснутые, губы у стражника – очень узкие
Психолог: Так как вы думаете, что чувствует наш стражник?
Дети: Это злость!
Психолог: Кто также считает? Посмотрим снова на нашего стражника. Что мы видим?
Мы оказались правы! Какая это была королева?
Дети: Это была Королева Злости
Психолог: Но где же ключ? Злость отступила, но здесь оставила свою следы. Может, они ведут к ключу? Пройдём по ним, я вам в этом помогу.
(Дети берутся за руки сидя, подходят к следам, идут по ребристым дорожкам, каштанам. Последний ребёнок в конце находит ключ и отдаёт психологу. Дети проходят и становятся на свои места)
Психолог: «Да, мы нашли первый ключ! Теперь мы можем пройти через ворота! И пока ворота открываются, скажите, вам было удобно идти по следам злости?
Дети: "Нет, мне казалось, что я могу упасть». «Моим ногам было неприятно, даже больно». «А мне надо было смотреть только под ноги и не было видно, куда идти"
Психолог: Да, ребята, это действительно так. Мы ощущаем такое же, когда злимся. У нас сжимаются пальцы, мы дышим глубже и не замечаем ничего вокруг. Злится – опасно!
Психолог: «Ворота открылись! Дети, что нас ждет впереди? Как мы узнаем?»
Дети: «Мы узнаем по карте. Сейчас посмотрим. Ой, что-то непонятное".
5. Психолог: «Смотрите, наш путь идёт к горам Обиды. Но что это?».
Дети: Это похоже на ледяную стену
Психолог: Верно, это – ледяная стена. И выстроила её ещё одна новая королева – Обиды. Но как нам пройти через стену, ведь в ней нет входа.
Дети: Нам надо разбить стену, разрушить её, снести стену.
Психолог: А ещё мы можем растопить лёд стены своими знаниями.
Какую ситуацию вы видите на картинке?
Дети: Я думаю, что мальчик обиделся на других детей за то, что они с ним не играют. Это неправильно!
Психолог: Я согласна с тобой. А как бы вы поступили, если бы были на месте этого мальчика?
Дети: Я бы вежливо попросилась в игру; Я бы сначала узнал, может в эту игру по правилам играют только вдвоём; А я бы спокойно подождала, пока игра закончится и мы начали следующую игру уже вместе.
Психолог: Очень хорошие варианты. А что на этой картинке?
Дети: У мальчика мама уходит из дома на работу, он не хочет её отпускать, плачет.
Психолог: Да, Максим, ты прав! А ещё, мне кажется, что он обиделся на маму и даже кричит, что её не любит из-за этого. Чтобы вы сказали мальчику, чтоб его успокоить?
Дети: Я бы сказал так: «Тебе надо успокоиться, ведь мама тебя не бросила, она скоро вернётся»; можно так: «Обижаться на маму нельзя, она ведь тебя любит и всегда о тебе заботится»; я бы успокоила: «ты остаешься не один, с тобой всегда кто-то рядом: папа, бабушка, дедушка» Психолог: Отлично! Смотрим на следующую картинку.
Дети: Я вижу, что большой мальчик хочет обидеть маленького. А его защищает другой мальчик. Мальчик справа поступает плохо, а мальчик слева – хорошо.
Психолог: Верно! А как вы думаете, что может сказать обидчику мальчик, который стоит слева?
Дети: Мог сказать: «Ты ведь тоже был малышом, а тебя никто не обижал», А я бы ему сказал: «Он тебе сдачи дать не сможет, поэтому ты его и обижаешь», А ещё можно сказать: "Никому не понравится, что ты так себя ведёшь"
Психолог: Молодцы! От нашей стены остался последний кирпичик. Давайте возьмём его в руки и внимательно рассмотрим. (Психолог берёт лед, дети встают в круг, передают его на раскрытых ладонях между собой, у последнего ребёнка он становится тонким, передает психологу)
Психолог: Теперь мы можем растопить его теплом нашего дыхания. Смотрите, а вот и второй ключ! Что вы ощущали, на какую эмоцию похожа холодная льдинка.
Дети: Она похожа на обиду, потому что в сердечке поселяется такой же холод, когда мы обижаемся, рукам становится неприятно, хочется убрать от себя эту обиду, а ещё – льдинка похожа на слёзы.
Психолог: «У нас есть второй ключ, но нам еще нужен третий. Значит, двигаемся дальше.
Посмотрим на карте, где это мы очутились? Наша дорога Знаний завела нас в лес Дружбы, давайте немного отдохнём здесь
(Дети ложатся ногами в круг)
В лесу дерево стоит. (Поднимают руки над головой)
Ветер ветви шевелит. (Покачивают руками перекрестно)
Весной набухнут почки (Сжимают пальцы в кулаки)
Раскроются листочки (Разжимают кулаки, шевелят пальцами)
Чтоб деревья подрастали, (Прижимают к груди руки)
Чтоб они не засыхали,
Корни дереву нужны (Взяться за руки лежа)
Корни дереву важны (Подняться на ноги, встать в круг).
Психолог: Мы прошли лес Дружбы. Где же мы теперь оказались? У нас на пути – Пустыня Страха
Психолог: Кто же это нам опять мешает продолжить путь? Вы догадались?
Дети: Это королева Страха!
Она оставила на песке нам сообщение: "Вы пришли в мою пустыню, чтоб прогнать меня, но сделать это вам не удастся! Я знаю, что вы все чего-то боитесь, поэтому я оставила всюду свои следы, чтоб вы не смогли пройти дальше и увязли в своих страхах!"
Психолог: Дети, тут действительно много следов наших страхов. Но я уверенна, что мы сможем победить их. Для этого возьмём их и скажем громко и четко, чего мы боимся (дети подходят к следам, поднимают и выстраиваются в ряд)
Дети: Я боюсь темноты; я боюсь злых и больших собак; я боюсь пауков
Психолог: А теперь давайте попробуем победить свой страх. Скажите, на что похожи эти следы?
Дети: Эти следы похожи на фольгу
Психолог: Верно. А как вы считаете, фольга похожа на чувство страха?
Дети: Я считаю, что она похожа, потому что фольгой можно напугать, она шелестит и колется,, А мне кажется, что фольга и чувство страха похожи тем, что они окутывают, но от них можно избавиться
Психолог: Так давайте это сделаем. Чтобы откинуть от себя свой страх, сомните кусочки фольги и бросьте их в эту корзину. (Психологу подойти поближе с корзиной, на дне – третий ключ)
Молодцы! Смотрите, что это?
Дети: Это наш последний, третий ключ! Теперь мы можем вызволить нашего Короля из темницы! Посмотрим ещё раз на нашу карту.
Дети: Мы на месте! (хором)
Психолог: Теперь мы можем открыть замок в темнице. Вот они – наши ключи! Но мне любопытно, как Король Чувств поступит с Обидой, Злостью, Страхом? Их надо выгнать или они нам нужны?» (При ответах встать, каждому говорящему давать ключ)
Дети: «Я думаю, что все чувства нужны и важны для людей, поэтому их надо простить».
Психолог: «Я тоже так считаю. Скажите, а зачем нам нужны Страх, Обида, Злость?»
Дети (по очереди): «Страх – делает нас чуткими и осторожными и всегда сообщает нам об опасности
Злость – придает силы для борьбы с врагом, помогает справляться с препятствиями.
Обида, мне кажется, охраняет наше достоинство и останавливает недостойные разговоры и действия»
(Выходит Король чувств)
Король Чувств: Спасибо вам, дети. В моём Королевстве всё вернулось в норму – цветут поля Радости, плещется море Удивления, весело бежит река Удовольствия, а своих вредных слуг– Злость, Обиду и Страх – я заточу в темницу, чтобы больше так не поступали.
Психолог: Ваше Величество, мне кажется, Вы спешите! Мы только что с детьми пришли к выводу, что все эмоции нам нужны и полезны. Может быть, Вы простите своих провинившихся слуг?
Король Чувств: Если только дети опять помогут мне…
Психолог: Они обязательно помогут Вам. (Детям): Нам надо сделать так, чтоб Злость, Обида и Страх всегда были рядом с Радостью, Удовольствием и Удивлением. Давайте изготовим их: для этого на эту часть – это лицо – добавим радостные, удивленные или довольные глаза, сформируем нос, добавим губы. (дети изготавливают)
Психолог (Королю Чувств): Вы довольны, Ваше Величество?
Король Чувств: Да! Мои узники прощены! Своим указом распоряжаюсь сделать подарки нашим гостям!
Психолог: Королевская воля! (дети отдают подарки)
Король Чувств: А дети наши что-то забыли?
Дети: Что?
Психолог: Взять своё хорошее настроение, держать его крепко-крепко, и не расставаться с ним никогда (сюрпризный момент с открытием коробки с шарами, открывает Король, звучит музыка)
Дети забирают шары, выходят из зала, машут на прощание рукой
|