Забалуева Лариса Владимировна. Плавание для дошколят

Плавание для дошколят

О том, насколько полезно плавание для детей знает каждый человек. Но не все догадываются, как научить ребёнка плавать правильно, быстро и не причиняя лишнего стресса. Как не испугать малыша, привить любовь к воде читайте в статье, после прочтения которой, вы сможете смело приступать к практической части!

Содержание:

  • Чем полезно плавание для детей.
  • С какого возраста можно начинать учить ребёнка плавать.
  • Как преодолеть боязнь воды.
  • Как научить ребёнка плавать.

Чем полезно плавание для детей:

О пользе плаванья для детей сказано много, но кроме известных истин, таких как гармоничное физическое развитие и укрепление нервной системы этот вид спорта обладает еще рядом положительных качеств, о которых необходимо знать родителям, а именно:

  • Улучшение когнитивных функций. При ранних занятиях в воде стимулируются зоны мозга, отвечающие за когнитивные функции. По результатам исследований, дети, которые занимались в бассейне с трех до пяти лет, значительно опережают сверстников в чтении, грамотности и математике;
  • Снижение риска несчастного случая на воде.
  • Развитие независимости и целеустремленности. Плаванье, как и любой спорт, делает детей смелыми, целеустремленными и независимыми. Эти качества позволят им добиться больших успехов в будущем, и это касается не только спорта, но и карьеры и личной жизни.
  • В целом плаванье можно назвать самым полезным видом спорта, особенно для детей дошкольного возраста. Регулярные занятия помогут укрепить все системы организма, что положительно скажется на дальнейшем обучении малыша в начальной школе.

Скачать конспект

С какого возраста можно начинать учить ребёнка плавать?

У ребёнка с рождения на физиологическом уровне есть способность к плаванию. Находясь в утробе матери, он девять месяцев «плавает» в околоплодных водах. Появившись на свет, ребёнок на инстинктивном уровне может задерживать дыхание и осуществлять простейшие движения руками и ногами. Однако, если не поддерживать этот рефлекс, в течение первых двух месяцев – он угасает.

Возвращаясь к вопросу о возрасте – обучение плаванию стоит начинать тогда, когда родители и ребенок к этому готовы. Ведь им предстоит вместе преодолеть трудности, избавиться от страхов. С одной стороны, чем старше ребёнок, тем проще с ним договориться, но, с другой стороны, более раннее плавание дает возможность быть одним из основных компонентов оздоровительной работы, так как организм нуждается в коррекции терморегуляционного аппарата, укреплении защитных сил организма.

При систематических и правильно построенных занятиях, позволяющих учитывать состояние здоровья и возраст ребенка, при наличии благоприятных гигиенических условий, правильном медицинском контроле, плавание является значительно более мощным оздоровительным средством, по сравнению с другими оздоровительными процедурами.

Как показали исследования, у детей, занимающихся плаванием, при соблюдении всех медико-педагогических рекомендаций, улучшения в состоянии здоровья отмечались уже через 4-6 месяцев после начала регулярных занятий. Поэтому в тех дошкольных учреждениях, где дети занимаются плаванием, оздоровительный эффект всего комплекса общеукрепляющих и лечебных взаимодействий существенно повышается.

Начинать плавать можно и с грудничкового возраста, здесь я хочу отметить необходимость поиска квалифицированных тренеров. Так как в настоящее время в детских бассейнах очень много лже тренеров, имеющих за плечами лишь 2х недельные курсы. Обратите внимание на то, что тренер должен иметь либо медицинское, либо физкультурное образование с обязательным повышением квалификации: тренер грудничкового плавания.

Когда речь идёт о воспитании профессионального пловца, терять драгоценные годы не стоит. Спортивные тренеры советуют приступать к тренировкам в возрасте 6-7 лет. Именно в этот период отмечается естественная жажда к новому и физиологическая способность мозга быстро освоить координированные движения руками и ногами.

Если говорить о личном опыте, работая в ДОУ, самый оптимальный возраст для начала обучения плаванию это 3-3, 5 года. При условии если ребенок здоров, у него нет хронических ЛОР заболеваний, в противном случае, начало обучения плаванию отодвинется лет до 6-7.

Как преодолеть боязнь воды?

Если ребенок боится воды, не стоит его убеждать в обратном. Для достижения положительного результата важно, чтобы занятия проходили в комфортной игровой и безопасной обстановке. При обучении важно соблюдать спокойствие, не торопить ребёнка, не повышать голос. Родитель должен быть «спасательным кругом», «проводником» на пути к неизведанному.

Как научить ребёнка плавать.

Учимся плавать в ванной

Приступайте к обучению немедленно!

Методика обучения плаванию детей с 1,5 лет в домашних ванных.

Она проста, эффективна и доступна, дает шанс каждому ребенку научиться плавать. Обучение в домашней ванне особенно важно для несмелых малышей. Ребенок выполняет упражнение в небольшом объеме воды, в знакомой обстановке, в присутствии родных для него людей, с любимыми игрушками. Это прекрасная психологическая защита при его знакомстве с водой и удобные комфортные условия для обучения.

Я расскажу, как организовать и провести эти веселые и интересные занятия. Для этого перед каждым новым занятием покажите ребенку видео, рисунки к упражнениям, назовите их и объясните, как правильно их выполнять.

Начало:

Загадайте ребенку загадку:

Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате? (Ванна).

Предложите ребенку зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо любимой игрушке, затем себе.

Умывание:

Прочитайте во время этого занятия веселое стихотворение Эммы Мошковской «Нос, умойся».

Кран откройся,
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!

Мойтесь, уши.
Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!
Грязь смывайся!

Затем покажите ребенку, как поливать голову водой и брызгать себе в лицо (делать дождик).

Привыкаем к воде в душе:

Предложите ребенку постоять под душем, не закрывая глаз, не вытирая ручками лицо (если ребенку очень страшно можно попробовать надеть плавательные очки). Скажите, что капельки ласково гладят его по щечкам.

Выучите «Олешкину кричалку» Владимира Левина.

Лейся, лейся, дождик!
Я не сахар!,
Я хочу расти, расти!
Я не коржик!
Не боюсь я сырости!

Предложите малышу, когда идет «дождик», сесть и затем лечь на грудь в полупустой ванне.

Опускаем подбородок в воду:

Предложите ребенку спрятать плечи под воду. Положите на воду небольшую легкую игрушку (шарик, рыбку, пустой флакон из под крема). Малышу необходимо встать так, чтобы его подбородок касался поверхности воды. Попросите его сильно подуть в сторону игрушки.

Дуем на игрушку в воде

Не забудьте подсказать ему, что при выдохе губы должны быть в виде «трубочки». Дуть нужно до тех пор, пока в легких не останется воздуха.

Выучите с ребенком отрывок стихотворения А.С. Пушкина:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Погружение с головой:

Погружение с головой в воду совершается с задержкой дыхания на вдохе. Необходимо объяснить ребенку, что в воде могут дышать только рыбки, осьминожки, морские коньки, крабики и Спанч Боб. Человек под водой дышать не может. Если он попробует это сделать в воде, то она – вода попадет ему в нос и в рот, придется ее выплевывать. Поэтому, перед погружением в воду с головой, надо научить ребенка, сделав вдох, плотно закрывать рот и задерживать дыхание (потренируйтесь на суше) «Хомячки» -надули щечки, подеражали, выдохнули.

Когда упражнение освоено, попросите малыша, сделав вдох, наклониться над водой, опустить в воду лицо, если ему страшно, то начните с подбородка, ротика, носика и потом уже лобик. После непродолжительной паузы пусть он поднимет лицо из воды. Придержите ему ручки, не давая протирать глаза. Нужно подождать, когда вода стечет с лица. Побуждайте ребенка с каждым разом все дольше находиться под водой, считая, сколько секунд он продержался.

Предложите игру «Спрячься от жучка»:

Жучок – паучок вышел на охоту.
Не зевай, поспевай,
Прячься под воду.

Помните, что психологически очень важно, чтобы ребенок окунулся в воду совершенно самостоятельно!

Поднимаем игрушки со дна:

Поиграйте в искателей морских сокровищ. Опустите в наполненную ванну несколько тонущих разноцветных игрушек. Попросите ребенка достать их со дна, с погружением лица в воду.

Другой вариант игры, предложите погрузить лицо в воду и рассмотреть положение вашей руки в воде (ладонью вверх, вниз, боком) с различным сочетанием согнутых и прямых пальцев, цвет зажатой в вашей руке игрушки. Вынырнув, ребенок рассказывает о том, что он видел.

Выдох в воду:

Далее научите ребенка делать выдох в воду- «Пузыри» Сначала предложите ему присесть так, чтобы его губы находились на уровне поверхности воды и попробовать ее вспенить. Затем, погружаясь до уровня носа, глаз, сделать полный выдох. Только после такой предварительной подготовки приступают к выдоху с погружением в воду всего лица, а потом и головы. Следите, чтобы рот был прикрыт (губки трубочкой), так как дети обычно выдыхают воздух широко открытым ртом, а это ошибка. Когда ребенок научится делать выдох, попросите его сделать 5 – 8, а затем 10 – 12 выдохов подряд. Старайтесь делать это по несколько раз на каждом занятии.

Движение ногами, плывем кролем:

Далее, учимся выполнять движения ногами способом кроль. Ноги попеременно двигаются вверх – вниз, не касаясь дна ванной.

При правильном выполнении движений пятки слегка вспенивают воду, а стопы и голени остаются под водой.

Ногами двигаем спокойно, ритмично, не напрягаясь (за одну секунду – одно движение ногами). Ритм движения можно задавать, хлопая в ладоши.

Указывайте ребенку на ошибки, побуждая его исправлять их.

Не разрешайте ему сильно работать ногами, делая сильные махи ногами. Можно держать свою руку у поверхности воды так, чтобы ноги ребенка ударялись об нее.

Плывем как крокодильчик:

Крокодил плывет.

Учим ребенка принимать горизонтальное положение в воде и выпрямлять ноги. Предложите ему встать на четвереньки и, вытянув ноги назад, остаться в опоре на выпрямленных руках. При этом ноги всплывают, пятки должны показаться на поверхности воды.

Жили в долине Нила
Три больших крокодила.
Первый просто большой,
Второй с прекрасной душой,

А третий ну просто милый.
Но всех их зовут Крокодилы.

Если ребенок самостоятельно не может выполнить задание, необходимо помочь ему: взять за нижнюю часть голени и оттянуть назад до полного выпрямления. Немного придержать его в этом положении, иначе ребенок тотчас же вновь подогнет ноги. Далее предложите ему сделать выдохи в воду в этом положении.

Плавучесть, держимся на поверхности воды:

А теперь научите ребенка всплывать и лежать на поверхности воды. Покажите, как всплывают и лежат на поверхности воды надувные игрушки.

Расскажите, что если сделать хороший вдох, набрав в легкие побольше воздуха, то наше тело будет обладать хорошей плавучестью. Подъемная сила воды вытолкнет его вверх и будет поддерживать на поверхности. Предложите ребенку сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале погружается в воду, затем всплывает.

Лежим на спине в воде:

Чтобы лечь на спину в воде, необходимо научиться вытягиваться в одну линию не поднимая головы.

Уложите малыша, поддерживая руками его голову и спину.

Если ребенок сгибается, лежа на спине.

Попросите его погрузить уши в воду и поднять живот вверх.

На спине, не держась за край ванны:

Следующая задача, научить ребенка лежать на поверхности воды, на спине, не держась за края ванны.

Предложите ему, сделав глубокий вдох, спокойно лечь на спину, руки в стороны или за голову.

Если, при выполнении упражнения, ноги очень глубоко погружаются в воду, можно слегка ими подвигать вверх – вниз.

Переворачиваемся в воде:

А теперь веселое упражнение. Попросите ребенка сделать вдох и лечь на воду, вытянув руки вдоль тела. Поверните несколько раз «бревнышко» вокруг своей оси.

Переходим плавать в бассейн:

Вот теперь можно переходить на «большую» воду.

На первых занятиях в бассейне или открытом водоеме дети обязательно используют поддерживающие средства: поплавки, нарукавники, плавательные доски, мячи и т.д.

По мере того как возрастает уверенность при выполнении упражнений, а также умение держаться на воде и плавать, перестаем пользоваться поддерживающими средствами.

Все эти упражнения просты и доступны практически каждому ребенку.

При регулярном их выполнении в течение, скажем, месяца малыш совершенно иначе начинает относиться к воде.

Просмотров: 234
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Семьина Ирина Евгеньевна. Проект «У воды, на воде, под водой…»
  • Суворова Елена Сергеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду»
  • Арькова Ольга Юрьевна. Конспект НОД «Мы спасаем воду»
  • Миронова Галина Ивановна. Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы на тему «Бережем воду».
  • Валентина Панченко. Познавательное занятие «СДЕЛАЕМ ВОДУ ЧИСТОЙ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ильгиза Ахмадиева. Занятие по экспериментированию 'Свойства воды' (о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Скрынникова Елена Викторовна. «Если ребенку рекомендовали окклюдер»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Василевская Татьяна Михайловна. Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» «Чудеса воды»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Есинова Оксана Борисовна. Статья инструктора по физической культуре (плавание) «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
  • Шишалова Л.И., Глыга Н.И., Филиппова И.П.. Методическая разработка «Ребенок открывает мир воды»
  • Попова Марина Васильевна. ООД по плаванию (средняя группа) Тема: «Плавание с доской при помощи движений ног способом «кроль» на груди и на спине».
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Домикова Алена Игоревна. Конспект НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой — очистка воды» в подготовительной к школе группе «Дружная семейка»
  • Рогулина Нина Анатольевна. Сценарий развлечения по безопасности 'Чтобы не было беды — будь осторожен у воды'
  • Мартыненко Татьяна Александровна. Картотека подвижных игр для детей на воде (в бассейне)
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Матковская Ирина Михайловна. Закаливание организма по средствам использования упражнений и игр на воде
  • Роза Аитова. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Громоздова Наталья Александровна. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь