Долгова Ольга Николаевна, Тяговская Елена Николаевна. Конспект НОД Тема: «Загадки птичьего пера»

Конспект НОД Тема: «Загадки птичьего пера»

Цель:

Создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности «Загадки птичьего пера»

Задачи:

  • создать условия для расширения информации о жизни птиц
  • создать условия для знакомства со строением пера и их значением в жизни птиц
  • создать условия для развития способов познания (наблюдение, сравнение, анализ, рассуждение, умозаключение), в ходе экспериментирования
  • Создать условия для развития умения сотрудничать в предложенных формах

Методы и приемы:

Игровой, создание проблемных ситуаций, практический (экспериментальная деятельность – самостоятельная работа в микро-группах), наглядный (зрительный, использование наглядных пособий), словесный (беседа, вопросы к детям, художественное слово)

 Скачать конспект

Оборудование и ТСО: магнитная доска, плакат «Правила поведения в лаборатории», лист наблюдений, картинки для фиксации опытов, халаты, коллекция перьев, камни, ножницы, проволока, молния (замок), стаканчики с водой, пипетки, лупы, аудиоколонка (пение птиц)

Педагогические технологии: исследовательская технология, технология сотрудничества в рамках личностно-ориентированной технологии

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика «Перышки», Пальчиковая гимнастика «Птички»

Индивидуальная работа: помощь ребенку по требованию

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этап НОД

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Условия социальной ситуации развития и психолого-педагогического условия

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

Дети беседуют с воспитателем на ковре

Появляется второй воспитатель с коллекцией перьев

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Которые прилетают и улетают?

Почему птицы улетают в теплые края?

Чем питаются птицы?

Мои юные друзья! Однажды гуляя в парке я нашла необычное перо и решила собрать коллекцию.

Собрав коллекцию перьев, у меня возникли вопросы:

- Для чего птицам перья?

- Почему птицы летают?

Вы задумывались почему птицы летают?

Как птицы передвигаются? (летают, прыгают, ходят, плавают)

Человек тоже ходит и может прыгать, а может ли он летать?

Почему же тогда птицы могут летать, а человек нет?

Без вашей помощи мне не найти ответы на эти вопросы. Вы поможете мне разобраться?

Как мы можем это сделать? Откуда мы можем узнать научную информацию? (из энциклопедии, из интернета, прочитать в журналах и газетах…)

У нас нет в группе сейчас энциклопедии о птицах, нет интернета...

Вы готовы самостоятельно найти информацию, узнать почему птицы летают и для чего птицам перья?

Вспомните, как называют ученых, которые изучают птиц? (орнитологи)

Вы хотите сегодня стать орнитологами?

Дети играют на ковре.

Дети отвечают на вопросы, выдвигают предположения и обсуждают их

Дети рассматривают перья

Дети высказывают предположения

дети предлагают помощь

Высказывают свои предположения

Условия для выражения детьми своих мыслей, речевой активности

Подведение к цели НОД

Создание образовательной проблемы

Основная часть

Педагог предлагает детям выбрать рабочее пространство для экспериментирования

Педагог показывает картинку «Правила поведения в лаборатории»

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Педагог предлагает лист наблюдений и картинки для фиксации опытов

Словесные указания по поведению экспериментальной деятельности.

Дыхательная гимнастика «Перышки»

Приглашаю в научную лабораторию.

Ребята сколько столов в лаборатории?

Как одновременно приступить к исследованиям?

Приступая к работе вспомним правила поведения в лаборатории.

Необходимо одеть специальную одежду.

Прежде чем приступить к исследованиям, подготовим руки.

Птичка прилетела,

Головкой повертела,

Поклевала крошки

Из моей ладошки,

Перышки встряхнула,

быстро упорхнула

После каждого эксперимента необходимо фиксировать свои наблюдения в листе наблюдений. Для этого необходимо выбрать подходящие картинки.

Готовы?

Опыт №1 Легкое или тяжелое?

Потрогайте перо. Какое оно?

Положите на одну руку перо, на другую- камень. Подбрось перо. Что вы видите?

Подуйте на перо.

Фиксация опыта

Опыт №2. За счет чего оно легкое?

Отрежьте край у пера. Что мы видим? Вставьте проволоку. Проверьте пустоту. Вот почему оно легкое, стержень пустой.

Фиксация опыта

Опыт №3 Как устроено перо?

Помашите пером, что вы ощущаете? (воздух)

Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте рассмотрит перо. Видите, мы обнаруживаем потрясающее зрелище.

Посреди пера идет стержень. Очень много маленьких бородок выходят из каждой стороны стержня. Бородки различной мягкости и размеров. К каждой бородке присоединены огромное количество маленьких-маленьких бородочек, которые можно увидеть только под микроскопом.

Фиксация опыта

Опыт №4 За счет чего бороздочки сцепляются вместе? Опыт с молнией

Рассмотрите картинку, рассмотренную под микроскопом.   Бородочки сцепляются вместе посредством крючков. Крючки легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются. То птица клювом соединяет их.

Фиксируем исследование

Опыт №5 Какие бывают перья?

Возьмите самое большое перо. Положите перед собой. Оно называется маховое перо, служит для обеспечения полета. Перо меньшего размера, называется рулевое. Находятся такие перья в хвосте птицы. Служит при поворотах рулем. Отсюда и название – рулевое.

Какие еще перья лежат перед вами?

Пуховые (маленькие, пушистые, тоненькие, волоски не сцепленные, стержень тоненький)

Наложите пуховое перо на маховое, сравните, по величине. Какое больше?

Проведите пуховым пером по руке –мягкое, пушистое. Как вы думаете, зачем такое перо птице? (пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах).

Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? «Взвесте» на ладонях. Подуйте на перья – какое улетит дальше?

Фиксируем опыт

Назовите водоплавающих птиц.

Как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Потому что у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Давайте проведем эксперимент.

Опыт № 6 Почему перья не намокают?

Возьмите маховое перо, наберите воду в пипетку, капните на него воду. Что происходит с водой? (скатывается с перьев птиц) вот поэтому перья не намокают. Не зря говорят «Как с гуся вода»

Фиксируем опыт

Дети самостоятельно принимают решение о способе деления в микро-группы

Дети проговаривают правила работы

Одевают спец.одежду

Дети выполняют пальчиковую гимнастику по словестной инструкции

Дети определяют

Легкое или тяжелое перо?

Фиксируют

Дети определяют за счет чего оно легкое

Фиксируют

Рассматривают и анализируют как устроено перо

Рассматривают, экспериментируют с молнией

Отвечают на вопросы

Фиксируют

Рассматривают

Отвечают на вопросы

Сравнивают, анализируют

Дети выполняют дыхательную гимнастику

Отвечают на вопросы

Делают выводы, анализируют

Условия для выражения детьми своих мыслей и стимулирования речевой активности

Условия для активизации речи

Условия для развития мелкой моторики рук

Условия для выражения детьми своих мыслей и стимулирования речевой и познавательной активности

Условия для стимулирование речевой и познавательной активности

Условия для развития правильного дыхания

Условия для выражения детьми своих мыслей и стимулирования речевой и познавательной активности

Заключительная часть

Рефлексия

Трафареты с изображением пера, тушь, перья.

Звучание музыки «Голоса леса»

Лист наблюдений

Интересно быть орнитологами?

Сегодня наша исследовательская работа закончилась. Снимите специальную одежду. Я вам расскажу что-то еще интересное. Давным-давно люди писали перьями. Потому что не было тогда карандашей и ручек. Хотите попробовать? : нарисуем стержень и бородки на перьях.

Что нового мы сегодня узнали? (С опорой на лист наблюдений)

Как мы об этом узнали?

Зачем мы делали опыты?

Ответы детей.

Самостоятельная творческая деятельность

Анализ экспериментальной деятельности, рассуждения и умозаключения

Создание условий для удовлетворения от работы

Создание условий для удовлетворения от опытно-экспериментальной деятельности

Просмотров: 173
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Соколова Наталья Владимировна. Сценарий новогодней елки «Перо жар птицы»
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Тимощенко Ольга Леонидовна. Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ.
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Ольшунова Ирина Альбертовна. Опыт работы ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности и формах ее реализации
  • Демирова Эльмира Тажудиновна. Доклад на тему: «Психолого — педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях»
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Светлана Медведева. Условия формирования экспериментально-исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
  • Ирина МИХАЙЛОВА.. Почему дети боятся?
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Аккуратнова Ирина Васильевна. Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду.
  • Е. А. Бажина, Е. В. Грохотова. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Гусинская Елена Николаевна. Основные условия проведения занятия в ДОУ и интерактивные методы обучения
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Зайцева Юлия Викторовна Захарова Елена Михайловна Маковецкая Мария Николаевна. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь