Программное содержание:
- Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации.
- Ввести в активный словарь детей слова: воздушный шар, самолет, вертолет, пилот, взлетная полоса, аэропорт, аэродром, воздушный транспорт.
- Упражнять детей в создании образа самолёта, используя конструктивный способ лепки, приемы прямого раскатывания, сплющивания и соединения частей.
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушечный самолет, картинки с изображением самолета.
Раздаточный материал: пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
Предварительная работа:
Беседы о видах транспорта, рассматривание картинок с изображением различных видов транспорта.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня в руках коробка, в которой лежит новая игрушка для вас. Но прежде чем открыть её и показать вам, что в ней находится, попробуйте отгадать загадку. Если отгадаете, узнаете, какая игрушка лежит в коробке.
Не пчела, а гудит,
Не птица, а летит,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет.
Дети: Самолёт!
Воспитатель: Молодцы! Скажите, какие слова загадки помогли вам её разгадать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем много нового о самолётах и в конце занятия научимся их лепить. Хотите узнать, как появились самолёты?
Давным-давно древние люди смотрели на птиц и мечтали летать так же как они. Но прошло очень много времени, прежде чем это случилось.
Сначала люди научились подниматься в воздух на воздушном шаре. Шар наполняли дымом от костра, газом, который легче окружающего воздуха.
Но шар летит туда, куда дует ветер. Люди не могли управлять им. А человек хотел сам выбирать направление, куда ему лететь.
Прошло время, и, наконец, человек изобрел самолет. Управлял им пилот. Самолет летит туда, куда направляет его пилот. Но для того, чтобы он мог оторваться от земли и подняться в воздух, самолету необходимо сначала промчаться на большой скорости по земле. Для этого нужно много места и специально построенная дорога, которая называется взлетная полоса. А иногда нужно полететь туда, где нет много места и такой взлетной полосы. Вот тогда человеку пришлось придумать вертолет.
Вертолетом тоже управляет пилот. Но для взлета и посадки вертолету не нужна взлетная полоса. Пилот включает мотор, начинают вращаться вот эти лопасти (воспитатель показывает изображение вертолета), и вертолет взлетает прямо с места.
Ребята, скажите, как можно назвать одним словом и самолет, и вертолет, и воздушный шар? (Воздушный транспорт)
Вопросы детям:
- Кто управляет самолетом и вертолетом?
-Для чего самолету нужна взлетная полоса?
-Нужна ли взлетная полоса вертолету?
-Как называется место, где садятся и откуда взлетают самолеты?
-Что такое воздушный транспорт?
Физкультминутка «Самолёт»
Полетели, полетели,
Стойка ноги врозь, «пружинка»
Вперед руками завертели.
Вращение руками перед грудью.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Развести горизонтально руки в стороны.
Правое крыло вперед,
Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед.
Левое крыло вперед.
Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Замечательный пилот
В путь отправил самолет. ( «Пружинка», покачивание руками)
Дидактическая игра «Что лишнее?» На доске расположены картинки с изображением различных видов транспорта. Задание: убрать картинки, которые не относятся к воздушному виду транспорта.
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам слепить самолеты из пластилина. Рассмотреть игрушку-самолет. Обратить внимание на части: корпус самолета, хвост, крылья.
Показ способа лепки:
Разделить пластилин на две части. Из одной части прямым раскатыванием сделать колбаску. Загнуть один конец кверху (хвост самолета). Из другого куска также сделать колбаску и согнуть ее посередине в форме буквы «л». Приложить к середине «корпуса самолета» и прикрепить надавливанием и сплющиванием. Колпачком от фломастера сделать оттиски на «корпусе самолета» – «окна-иллюминаторы».
Итог занятия. Воспитатель читает детям стихотворение.
«Самолетик»
Я – самолетик маленький,
Еще я не летаю.
И на асфальте во дворе
Со мной Денис играет.
Мечтает он стать летчиком,
А я – летать как птица.
И, значит, нужно нам расти
И нужно нам учиться.
Когда Дениска подрастет
И стану я большим,
Мечты все наши сбудутся
И в небо мы взлетим. (Александр Бороздин)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что понравилось вам больше всего? Что нового вы узнали?
Воспитатель МБДОУ д/с №23 г. Белгород
|