Социальный педагог МДОБУ № 31 «Солнышко» х. Ляпино муниципального образования Новокубанский район
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
На протяжении трех лет приоритетным направление работы детского сада является правовое воспитание. Учитывая, что уже в дошкольном возрасте закладываются основы гражданственности, и то, что гражданственность выступает на данный момент как необходимая позиция и активность перед государством тема была расширена. Не первый год педагогами ДОУ идет поиск новых форм педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Такой новой формой для коллектива явилось проведение Недели прав ребенка в ДОУ. Особенностью данного направления работы является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.
Скачать конспект
В 2018-2019 учебном году была определена тема недели «Мои права – моя защита», время проведения определили на международный День ребенка 20 ноября. Мероприятия планируются и проводятся по трем направлениям:
- с детьми
- с педагогами
- с родителями.
В течение недели в каждой группе дети изучали свои права. Воспитатели проводили занятия, беседы, игры. На музыкальных занятиях дети участвовали в играх — драматизация, изучали стихи. Итогом всей работы стала педагогическая гостиная «Родители обязаны – педагоги должны», в ходе которой прошла деловая игра, в ходе которой были определены представления родителей об ответственности педагогов детского сада и закреплены представления родителей о собственных обязанностях.
План мероприятий
по проведению недели прав ребенка «Мои права – моя защита»
ЦЕЛЬ: Предоставить родителям информацию о деятельности дошкольного
учреждения по формированию гражданско-правовой культуры дошкольников.
дата проведения Тема мероприятия Ответственные
Работа с воспитанниками
16 ноября ООД по теме «Права ребенка» Воспитатель подготовительной к школе группы
17 ноября ООД по теме «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Воспитатель компенсирующей группы
20 ноября НОД по теме «Путешествие по сказкам» Воспитатель старшей группы
16-20 ноября Выставка детских рисунков «Я имею право…»
Старший дошкольный возраст
Беседы:
"С кем бы я хотел дружить",
"Наши отношения"
Чтение стихотворений
Проведение игр, упражнений:
"Чем я похож на соседа справа", "Доброе животное", "Назови соседа ласково", "Поезд", "Сбор рукопожатий",
"Найди свою пару" Воспитатели групп
Работа с педагогами
20 ноября
19 ноября
20 ноября
19 ноября Педагогическая гостиная «Родители обязаны- педагоги должны»
Консультация «Культурные традиции Кубани в воспитании любви к родному языку»
Педагогический пробег «Воспитание любви к родному краю средствами музыки»
Презентация из опыта работы ДОУ
«Защищая — оберегаем»
Старший воспитатель
Музыкальный руководитель
Творческая группа
Работа с родителями
18 ноября
16-20 ноября
17 ноября Деловая игра «Права ребенка – это актуально»
Выпуск семейных газет «Моя семья – моя крепость»
Круглый стол «Диалог права-обязанности»
Закон КК 15-39
(с участием инспектора ОПДН ОМВД РФ)
Ст. воспитатель
Воспитатели групп
Заведующий ДОУ, старший воспитатель
Ожидаемый результат:
Ребенок проявляет интерес к рисованию сюжетов по правам человека, к играм – драматизациям по сказкам, в которых нарушаются права персонажей.
Самым важным результатом правового воспитания дошкольников является активная жизненная позиция, умение ребенка постоять за себя, помогать пожилым людям и малышам и уважительно относиться к окружающим, независимо от национальных различий или физических особенностей людей.
Деловая игра: «РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ, ПЕДАГОГИ ДОЛЖНЫ»
Цель:
- уточнить представления родителей и педагогов детского сада о правах ребенка, их ответственности и обязанностях.
Задачи:
- определить представления родителей об ответственности педагогов детского сада
- закрепить представления родителей о собственных обязанностях
-систематизировать представления педагогов детского сада и семьи о правах ребенка.
Материал: планшет с тремя столбцами ( «Родители обязаны», «Детский сад и родители беспрекословно выполняют», «Педагоги должны») и передвигающимися по строкам карточками с обозначением обязанностей субъектов дошкольного воспитания (на обратной стороне карточек подписать носителя данной обязанности – детский сад, семья либо детский сад и семья).
Ход игры:
Первая часть: «РАЗМИНКА»
- Наша деловая игра будет состоять из четырех частей.
Первая часть нашего занятия — «Разминка». Уважаемые родители и коллеги, мы для вас подготовили вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить.
I вопрос родителям: — Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (Семье.)
I вопрос педагогам: — В каких областях знаний должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями? (Медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика.)
II вопрос родителям: — Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка. (Конституция РФ, Закон об образовании в РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
II вопрос педагогам: — Назовите методы и формы изучения семьи. (Анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдения за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение»)
III вопрос родителям: — Что такое анкетирование? Назовите положительные стороны анкетирования.
III вопрос педагогам: — Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога. (Ограничения со стороны организма: снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний; недостаточная мотивация для деятельности; недостаточность информированности.)
Вторая часть: «РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ»
- Ну вот и закончилась первая часть нашей игры, переходим ко второй:
Вторая часть «Решение педагогической ситуации». Нам нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их разрешить.
- Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
- Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
- Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры в детском саду, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.
- Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.
Третья часть: «КОПИЛКА ИДЕЙ»
- В «Копилке идей» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители и что должны педагоги.
- Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании»).
- Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61).
- Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65).
- Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65).
- Обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья детей.
- Обеспечивают интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка.
- Осуществляют необходимую коррекцию отклонения в развитии ребенка.
- Приобщают ребенка к общечеловеческим ценностям.
Четвертая часть: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Одной из глaвных функций семьи является воспитaние детей. В Конституции РФ говорится, что грaждaне Российской Федерaции обязaны зaботится о воспитaнии детей, готовить их к труду, чтобы они стaли достойными членaми обществa. Кaк видим, воспитaние детей – вaжнейшaя прaвовaя обязaнность, возложеннaя нa родителей Основным зaконом. Выполнять эту обязaнность семье помогaет общественность, школa, дошкольные учреждения. Семья – первaя общественнaя ступень в жизни человекa. Онa с рaннего возрaстa нaпрaвляет сознaние, волю, чувствa детей. В семье зaклaдывaются основы физического рaзвития человекa, его здоровья. Великa роль семьи в формировaнии основ мировоззрения, усвоении нрaвственных норм поведения. В семье, в общении с родителями дети получaют первые уроки грaждaнственности. Родители воспитывaют в детях любовь к родной природе, Родине, трaдициям, обычaям. Основы трудового воспитaния зaклaдывaются в семье. Умственное воспитaние ребенкa во многом определяется влиянием, которое повседневно окaзывaют нa него родители.
- Макаренко А.С. подчеркивал: «Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…». Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и педагоги учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей даст положительный результат, в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны.
Литература:
- Права ребенка: Нормативные документы. – М.: Сфера, 2007.
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград, 2008.
- Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры / авт. – сост. Т.А. Харитончик. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. / Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТЛ «Корифей». – 2008.
|