Жизнь ребенка в детском саду очень отличается от жизни в семье. Дома обычно взрослые приспосабливаются к ребёнку, зная его способности, наклонности, привычки. В детском саду, наоборот, самому ребёнку нужно приспосабливаться ко всему новому для него.
В каждой группе имеются дети, у которых возникают трудности с первых дней пребывания в детском саду. Трудности возникают из-за того, что они не привыкли находится в детском коллективе и учитывать мнение других детей, делиться, но бывает, когда ребёнок воспитанный слишком мягко в домашних условиях, не может противостоять различным трудностям общения с более жёстко воспитанными детьми. Поэтому детский сад, коллективное воспитание гораздо важнее домашнего. Ведь только находясь в обществе, в коллективе ребенок учится уважать окружающих его детей, их мнение, дружить.
С первых его дней посещения детского сада трехлетний ребенок, начинает контактировать со сверстниками и со взрослыми, чтобы обрести чувство защищенности в новом коллективе. Доверять друг другу дети учатся постепенно: вместе едят, играют, идут на прогулку.
К 4-5 годам наступает время ролевых игр: любимая игра девочек в «Семью», мальчики инсценируют сюжеты популярных мультфильмов. Именно в играх проявляются задатки и личностные качества ребенка, которые в будущем могут определить его социальную роль: лидер, исполнитель, конформист, нарушитель спокойствия. Поэтому нужно внимательно наблюдать, как ведёт себя ребёнок в игре с ровесниками. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем с взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен, общителен.
Дружба в детском саду – это важнейший этап в жизни и развитии ребёнка, которая потом может длится всю жизнь! Это тот возраст, когда общение со сверстниками становится для ребёнка самым важным и значимым, а также учит ребенка чуткости, внимательности, сочувствию.
Уважение сверстников дети стремятся завоевать к 6 годам. Но все дети делают это по-разному: кто-то приносит что-то новенькое из дома, а кто-то делится чем-то важным с другим ребенком, но уже в этом возрасте дети понимают, все нужно делать с добротой, а с задирой никто играть и общаться не будет. От такого ребенка дети просто отворачиваются и не играют с ним. Раньше мы думали, что взаимодействие детей складывается само собой, что дети сами умеют играть и дружить. Но как показывает практика, дети разучились общаться друг с другом. Конечно же дети играют вместе, общаются, но у них не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого.
Всем известно, что самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Например, если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, то и ребёнок тоже говорит спокойно. Если ребёнку всегда объяснят причину, почему так не следует говорить или поступать, посоветуют, как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив.
Мы очень часто говорим с детьми о дружбе, о поступках настоящих друзей, проигрываем различные ситуации, где детям надо проявить сочувствие другу, суметь договориться именно с помощью слов, а не кулаков. Но ссоры случаются между детьми именно из – за того, что дети не умеют договариваться, уступать друг другу, пожертвовать чем-то ради другого, больше проявляется эгоизм. Поэтому видя возникший конфликт между детьми, мы его обязательно разбираем, даём каждому ребёнку высказаться, подумать правильно ли он поступил, а как именно надо сделать.
А если вдруг возникла ссора, то надо уметь и помириться. Нередко у нас детская дружба не выдерживает серьёзного испытания. Например, играть интересно было вместе, а вот если чем – то поделиться, что – то сделать в ущерб себе ради друга, мы не можем и не хотим. Поэтому приходиться объяснять их неправоту.
Таким образом, ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, а в том числе и подготовки его к школе.
|