Цель: Формирование самопознания и активной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе психологических методов и приемов, сохранение традиций ДОУ.
Задачи:
Образовательные:
- обучать распознавать эмоциональные состояния, а также умение контролировать их
- учить рассказать о своем настроении (вербальные способы передачи информации о своих эмоциональных реакциях
- закреплять умение понимать сигналы светофора
- вырабатывать навыки культуры общения
Скачать конспект
Коррекционно-развивающие:
- развитие средств вербальной коммуникации у дошкольников
- развитие осознания и принятия дошкольниками своих эмоциональных проявлений, чувств окружающих.
- развитие у детей саморегуляции и управления своим психическим состоянием
- развитие навыков письма и чтения
- развитие связной речи.
Воспитательные:
- воспитание внимательного отношение к людям, к событиям значимым для многих людей.
- воспитание культуры поведения в обществе
Оборудование: фотография детского сада «Калинка», музыкальный центр, цветные карандаши, (фломастеры, мелки…), круги из картона — цвета светофора; сердечки, вырезанные из самоклеящейся бумаги по количеству детей, магнитная доска, светофор (мягкий модуль), зеркало, иллюстративно-демонстрационный материал для занятий с детьми 3-7 лет «Мир эмоций и чувств», круги-смайлики из цветного картона (красного, желтого и зеленого цветов), молоточек, колокольчик, лист бумаги; цветок- солнышко с лепестками, лист А3, простые карандаши, фломастеры, ягодки калины, полоски бумаги, карточки со словами, клей карандаш; цветочки-эмблемы из самоклеящейся бумаги
1. Ознакомление детей с темой и целью занятия.
На доске фотография фасада детского сада, украшенного шарами, звучит гимн детского сада «Калинка».
Психолог: Добрый день, ребята. Сегодня мне принесли вот эту красивую фотографию. Как вы думаете, что на ней изображено? (Ответы детей) Правильно, это наш детский сад «Калинка». А почему он такой красивый, нарядный, праздничный? (Ответы детей)
Сегодня день рождения у нашего любимого детского сада, ему исполняется 12 лет! Детский сад – это островок мира и добра. Каждый день в детском саду учат нас жить честно, дружно и радостно. Какие цвета мы можем использовать для выражения наших эмоций? (Ответы детей). Верно, это как светофор на дорожном перекрёстке. Разный цвет имеет разное значение. О чем же нам говорит каждый цвет светофора? (ответы детей).
Молодцы, вы знаете язык светофора! Ребята, а давайте вместе подумаем, почему именно эти
три цвета есть на светофоре? Ведь их, наверное, выбрали неслучайно… Почему именно
красный цвет говорит нам о том, что нужно стоять? (ответы детей).
Верно. Красный – цвет опасности. Что бывает красного цвета (кровь, боль, огонь…).
А зеленый что может обозначать? (ответы детей). Молодцы! Это цвет спокойствия.
Зелёного цвета трава, листва, мы отдыхаем летом среди зелени на природе и чувствуем себя
расслаблено, спокойно и безопасно.
Ну а желтый цвет что значит, как вам кажется? (ответы детей). Жёлтый – цвет внимания,
это сигнал, предупреждение. Приготовься! Внимание! Например, желтое, яркое солнышко.
Оно может быть добрым, теплым, ласковым. Но если слишком долго быть под ярким
солнцем, можно получить ожёг. Значит, нужно быть внимательным, быть наготове.
Игра “Красный, желтый, зелёный”
Психолог: Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Она ещё раз напомнит, что обозначают цвета светофора, и мы будем действовать в соответствии с ними.
Я вам буду показывать карточки с цветами светофора, а вы выполнять упражнения:
- на красный цвет – делаем шаг назад,
- на желтый – приседаем,
- на зелёный – маршируем на месте.
2. Ход занятия.
Психолог: А сейчас мы поговорим о светофоре эмоций. У каждого из нас бывает разное настроение. И главными нашими помощниками являются Чувства, или иначе их еще называют эмоциями. Их очень много. (Рассказ по смайликам с различными эмоциями). Вот некоторые из них: радость, удовольствие, страх, вина, обида, печаль, злость, жадность, интерес (любопытство). Ребята, как вы думаете, какие из этих эмоций положительные, хорошие, а какие плохие? (ответы детей). Я сейчас вам показываю еще раз картину с эмоциями, если она вам нравится, вы хлопаете в ладоши, если не нравится, тогда машите головой (топаете ножками). Молодцы. Давайте я вам покажу отрицательные эмоции, и мы с вами отметим их на красном цвете. (Злость, гнев, обида, раздражение ярость). (дети приклеивают кружочки красного цвета на красный круг светофора).
А теперь мы с вами поговорим о положительных, добрых эмоциях, которые нам приносят счастье. (Показ смайликов с эмоциями Радость, удивление, доброта, забота, любовь, которые должны быть у каждого радостного ребенка, и отметим их на зеленом круге светофора зелеными смайликами. (выполнение задания).
Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я удивляюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.
Наши эмоции можно увидеть по выражению нашего лица. Лицо человека можно читать как книгу. Внимательно вглядываясь в него. Можно понять настроение человека и его чувства.
«Психогимнастическое упражнение»
Психолог демонстрирует детям удивленное выражение лица и предлагает то же самое сделать детям. Затем рассмотреть свое лицо в зеркале. Как оно изменилось? Далее психогимнастический мини-конкурс. Покажи выражение лица, когда:
- попытался пить «соленый чай»
- съел «кислый лимон»
- съел горчицу
- съел торт, конфеты
- съел холодное мороженое
- прикоснулся к игле
- держишь в руках лед
- гладишь котенка
Дети отражают свои ощущения соответствующей мимикой.
Психолог: Следующий цвет нашего светофора эмоций – желтый. Желтый цвет нас всегда предупреждает о том, что нам необходимо остановиться и сделать что то, чтобы не превратиться в красный смайлик.
Ребята, как вы думаете, что можно сделать, если было плохое настроение, чтобы оно стало хорошим? (ответы детей)
Упражнение «Выход из плохого настроения»
Когда вы начинаете сердится, можно использовать некоторые приемы, которые помогут улучшить ваше настроение.
Итак, спойте веселую песенку, послушайте тихую музыку, поиграйте с мягким мячиком, с песком, нарисуйте свое настроение, расскажите о своих чувствах близкому человеку, прогуляйтесь, поиграйте в игру: «Разорви бумагу».
Психолог: Ребята, а какие эмоции вызывают у вас день рождения? (ответы детей). Какого цвета эти эмоции? (ответы детей). Почему красный цвет, мы также используем на праздниках? (ответы детей) Так происходит потому, что красный цвет на знаках говорит об опасности, а на праздниках он обозначает – красивый, радостный, праздничный… и когда мы кого-то любим, мы рисуем, показываем, дарим красные сердечки.
А у нас скоро день рождения детского сада. Скажите, что принято делать на день рождения? (ответы детей)
Сейчас я приглашаю вас в волшебную страну «Речецветик», где вы сможете написать детскому саду свои пожелания и наклеить сердечки!
(психолог раздает вырезанные из самоклеящейся бумаги красного цвета, сердечки и дети отправляются в кабинет логопеда).
«Мастерская Речецветика»
Логопед: Здравствуйте ребята. Вы попали в страну, где живут буквы и звуки, с помощью которых мы произносим слова, предложения. В нашем мире есть звуки не речевые, это звуки природы, звуки движения различных предметов, механизмов, животных. Но люди общаются друг с другом для передачи речевой информации с помощью речевых звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Например, я назову речевые звуки — О, Ё, З. А вы знаете другие речевые звуки, назовите, пожалуйста.
Дети называют речевые звуки.
Логопед: Скажите ребята, а можно с помощью речевых звуков загадывать желания или давать кому-нибудь хорошие добрые пожелания? Ответы детей.
Для себя, конечно, можно подумать и молча загадать желание или что-то пожелать, а для других лучше, когда ты его проговоришь вслух с помощью звуков речи, или напишешь буквами. Давайте вспомним сказку «Цветик-семицветик»? У девочки Жени был волшебный цветок, она отрывала лепестки и загадывала желания. А кто помнит самое последнее желание девочки Жени?
Ответы детей. Да, действительно она пожелала, чтобы мальчик, который находился в парке, и ходил на костылях, был здоров.
У меня есть тоже цветок, и он похож на солнышко. Мы сейчас возьмём по одному лепестку и загадаем желание или скажем пожелание друг другу.
Дети разбиваются по парам, говорят друг другу пожелания, передавая лепесток.
Логопед: Молодцы хорошие пожелания у вас получились. Вам приятно было слышать такие пожелания? И мы их проговорили благодаря речевым звукам. А речевые звуки могут превратиться в буквы, если мы возьмём карандаш или ручку. Нашему детскому саду «Калинка» исполняется 12 лет и скоро день рождения детского сада. Я вам предлагаю написать пожелания детскому саду, чтобы он стал ещё лучше. Мы с вами пройдём в «Мастерскую Речецветика».
Работа в мастерской.
На столах карточки со словами: СЧАСТЬЯ, УСПЕХОВ, МИРА, РАДОСТИ, УЛЫБОК, УДАЧИ, ДОБРА, ЗДОРОВЬЯ, ТЕПЛА, ДЕТЕЙ, ДРУЗЕЙ, ЛЮБВИ, ПОЗИТИВА, КРАСОТЫ, ДОСТАТКА, КАРЬЕРЫ, СМЕХА.
Карточки с именами детей: Ирина Зарина Вова Денис Рауф Рома Маша Никита Артём Влад Максим София Ева Ульяна Мирослава Антон Тимур…
Логопед: Ребята, вы можете взять карточку с пожеланием, которое вам понравится, найти карточку со своим именем и на полоске бумаги написать это пожелание или несколько пожеланий, подписать их своим именем, а полоски бумаги приклеить на большую поздравительную открытку. В конце своей работы обязательно прочтите то, что вы написали, не забудьте приклеить сердечко с хорошим настроением.
Дети пишут поздравления, обводят буквы цветными фломастерами, аккуратно обрезают ножницами лишнюю часть листа и приклеивают свои поздравления на открытку. Прочитывают свои пожелания детскому саду. Большая Поздравительная Открытка вывешивается в холле детского сада.
|