Возрастная группа: 6-7 лет (Четвёртый год обучения)
Форма мероприятия: подгрупповое занятие.
Предметная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Разделы предметной области: формирование элементарных математических представлений, развитие речи и формирование коммуникативных способностей.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 81 г. Ангарска Иркутской области
Скачать конспект
Тема: «Геометрические фигуры».
Цель. Систематизировать у детей представления о существенных признаках и свойствах геометрических фигур (на основе знаний, полученных ранее и в ходе практической деятельности).
Коррекционно-образовательные задачи:
- создать условия для выявления качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными ранее по теме, обобщить материал как систему знаний о геометрических фигурах;
- формировать представления о причинно-следственных связях в окружающем мире;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать интерес к познавательной и практической деятельности.
- развивать коммуникативные навыки через совместную деятельность;
- развивать мышление, восприятие, память, пространственную ориентацию, слуховое и зрительное внимание, сенсорные способности, мелкую и общую моторику;
- повышать мотивацию к участию в НОД, потребность в общении и желание взаимодействовать;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей стремление проявлять терпение, способность ждать;
- создать условия для реальной самооценки дошкольников, осознания собственной успешности.
Предварительная работа: изготовление бумажных ракет из частей конструктора цилиндра и конуса, беседа о свойствах воздуха.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: бубен, карта, конверты с заданиями, игра «На что похоже?», игра «Юный археолог», кисточка, кристаллы, песок, карточки-таблицы, мультимедийные средства, цифры с картинками, четвертинки круга из бумаги по числу детей, клей-карандаш, пустые пластиковые бутылки 0,5 мл. по числу детей, бумажные ракеты по числу детей, игрушка-солнышко.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнце уже проснулось и заглянуло к нам в окна. Наверное, солнце хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (веселое, радостное…).
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб у всех было прекрасное, хорошее настроение?
-Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбаемся солнцу и всем, всем на свете. Замечательно. (Дети посылают улыбки друг другу, солнцу и гостям).
1. Беседа.
- Ребята, любите ли вы путешествовать?
- Зачем люди путешествуют?
- На чём можно путешествовать?
-Я предлагаю вам совершить путешествие и отправиться в волшебную страну «Геометрия», где живут разные геометрические фигуры.
2. Сообщение темы занятия. Создание проблемной ситуации.
Знакомство с новым словом.
-Сегодня я получила от них письмо (на конверте изображения геометрических фигур).
-Что за фигуры на конверте? (Если дети затрудняются, педагог подсказывает и напоминает названия фигур).
Игра «На что похоже?»
-Что у фигур общего, чем они похожи? (у всех нарисованных фигур есть углы и стороны). Они пишут, что один наш общий друг исчез, и в стране «Геометрии» стало очень грустно.
-Как вы думаете, какая фигура исчезла? (Круг).
-Ребята, фигуры загрустили, потому, что круг их сближал, сглаживал углы и не давал колоться и спорить. А теперь фигурам стало трудно договариваться и они все время ссорятся.
-Чем мы могли бы помочь фигурам? (отправиться на поиски круга).
-О, что это такое в письме? Настоящая карта! Мы отправимся не в простое путешествие, а в экспедицию. Знаете, что это такое?
Экспедиция — такое путешествие, в котором нужно идти по нужному маршруту и выполнять разные задания, легкие и не очень. Я думаю, вы не боитесь трудностей, а вместе мы справимся с любым заданием. Итак, в путь.
II. Основная часть.
3. Актуализация знаний, сенсорные эталоны, развитие воображения. Индивидуальная работа.
-Карта указывает нам, что до первой остановки нам нужно пройти какое-то количество шагов.
-Какой формы шаги на карте?
-Скажите, а шаги будут одинаковыми? (нет, шаги разные, большие и маленькие)
-Кто может посчитать? В какую сторону нам нужно идти? (ребенок считает, все двигаются за ним).
В конверте 1 задание (на 1/4 части круга).
-Ребята, на какую геометрическую фигуру похож конверт? (на прямоугольник). Верно, он прямоугольный. Вокруг нас очень много предметов, которые похожи на самые разные геометрические фигуры. Помогите разложить картинки рядом с теми фигурами, на которые они похожи. Выбирайте фигуру и начинайте выполнять задание (дети выполняют).
4. Работа в парах с таблицей. Развитие логического мышления.
-Готово, вы молодцы. В какую сторону нам двигаться дальше? Кто посчитает шаги? (дети двигаются).
В конверте 2 задание (на 1/4 части круга).
-Следующее задание будем выполнять в парах.
-Ребята, посмотрите. Некоторые фигуры отстали от нас и потерялись. Нужно им помочь. Посмотрите внимательно и выберите нужную фигуру, которая подходит.
Проверка. Пары меняются и проверяют работу.
- Вы молодцы, у вас получилось, потому что вы действовали очень дружно.
4. Физминутка. Развитие зрительного, слухового внимания, общей моторики.
-Дорога была очень трудная, давайте немного отдохнём.
Сколько раз ударю в бубен, столько раз мы прыгать будем.
До пяти считаем, дружно приседаем.
На носочки встанем, потолок достанем.
Наклонитесь столько раз, сколько покажу сейчас.
Будем мы считать, колени поднимать.
-Молодцы, очень хорошо. Идём дальше. В какую сторону нам двигаться дальше? Кто посчитает шаги? (дети двигаются).
5. Развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму, развитие грамматического строя речи (согласование числительного с существительным).
В конверте 3 задание (на 1/4 части круга).
- В экспедициях очень часто находят клад. Мы тоже сейчас попробуем найти спрятанные волшебные кристаллы.
Игра «Юный археолог». Кисточкой расчищаем песок «клад», находим кристаллы и соотносим их форму с цифрой рядом с картинкой, называя: «Я нашел 4 треугольника, я нашел 3 квадрата…»
- Отлично, вы справились. Пора идти дальше. В какую сторону? Можно я посчитаю шаги? (дети шагают).
6. Использование мультимедийных средств. Практическая деятельность. Элементарное экспериментирование, свойства воздуха.
В конверте 4 задание (на 1/4 круга).
-Посмотрите, у нас есть несколько частей одной фигуры. Я думаю, вы сможете сложить, из них целую фигуру. (Получается круг)
-Что бывает круглой формы? (яблоко колесо, руль, солнце и т.д.) Наш круг похож на солнце.
-А какой транспорт может долететь быстрее всех до солнца? (ответы детей).
Загадка. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на… (ракете).
(Ракету показать на экране, дети рассматривают).
-Правильно этот транспорт быстрее всех. На прошлом занятии мы с вами сделали ракеты.
-Ракеты помогут нам быстрее добраться до солнца. Но у них нет двигателя…А поможет их завести обыкновенная пустая бутылка.
-Что в этой бутылке, как вы думаете? (воздух).
-Ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (нет)
-Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (невидимый, прозрачный).
-Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Мы с вами выяснили: воздух не имеет формы, невидимый, прозрачный, необходим для дыхания всего живого; в ладоши поймать нельзя.
-Как можно с помощью воздуха запустить ракеты? (дети высказывают свои предположения. Педагог помогает сделать вывод).
-А теперь попробуйте запустить и отправить ваши ракеты.
(Дети крепят ракеты на горлышко бутылки цилиндром вниз, нажимают на бутылку, ракеты взлетают вверх).
III. Подведение итога. Рефлексия.
-Ребята, вы отлично справились.
-Чему вы сегодня научились?
-Что было самым интересным?
-Что вы сможете рассказать в группе и дома?
-Что оказалось трудным?
-Кому-нибудь из вас наше путешествие показалось скучным?
-Спасибо вам за занятие.
|