Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогическая статья «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Педагогическая статья «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

учителя – логопеда Бурдукова Елена Алексеевна МБДОУ №36 «Яблонька» г.Сургут ХМАО

Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Дай мне сделать — и я пойму»
Китайская пословица.

Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено в результате собственных поисков, наблюдений и исследований.

На моих логопедических занятиях дети с ОВЗ не просто учатся чему-либо, а самостоятельно пробуют, экспериментируют и добывают знания. Вот некоторые направления исследовательской деятельности, где стараюсь дать ребенку что-то интересное, увлекательное и побудить его к находкам, открытиям.

1. Исследование артикуляционного аппарата

 

Скачать конспект

Дети внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, зубы, твердое и мягкое небо. На первый взгляд, что тут нет ничего нового. Но если раньше я объясняла детям, как образуется речь, то теперь изучаем методом самостоятельных наблюдений и экспериментов, как образуется речь. В первом варианте, я объясняла роль всех органов речевого аппарата, просила выполнить то или иное действие. Далее предлагаю метод самостоятельных исследований, ничего не объясняя, не подсказываю, какие опыты можно произвести со своим речевым аппаратом, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы. Дети самостоятельно делают необходимые выводы. Например, предлагаю сделать губы трубочкой и произнести звук «А». Получится?... Или, произносить звонкий или глухой звук и руку держать на горле..

Хорошо, если ребенок проводит одни эксперименты со своим речевым аппаратом, другой – другие. Каждый работает в своем ритме и выполнит посильный для себя объем исследований. Главное – чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков. Далее, изучение собственного речевого аппарата незаметно переходит в исследование речевого аппарата друг у друга: «Что там делается во рту?», «Почему у меня (у тебя) не получаются какие – то звуки?», «Покажи, как у тебя...». Польза от работы по типу «испытуемый – исследователь» огромна: ребенок лучше понимает, что он делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные звуки. Преимущество заключается в том, что дошкольник сам делает, сам смотрит, сам меняет условия наблюдения, сам сам приходит к определенным выводам, причем каждый ребенок делает это по – разному. На занятиях стараюсь не давать детям указаний и выводов в готовом виде, моя задача сводится к тому, чтобы создать условия не мешать этому.

2. Исследование звуков.

Предлагаю детям набор предметов, которые производят звуки разные по тембру, громкости, высоте (шуршание, треск, стук, свистульки, барабан). Восприятие и анализ звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков и др. В процессе поиска у детей с ОВЗ совершенствуются звуковосприятие, звукопроизношение и развивается способность к самостоятельным исследованиям, причем объектом исследования становится ребенок сам для себя: «А смогу ли я воспроизвести этот звук?». Проводя собственные исследования, ребенок сам устанавливает истину, у него формируется понимание своих возможностей: «Если я чего – то не знаю, то я могу узнать это путем собственных исследований».

3. Исследование речевого дыхания.

Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкое перышко или тяжелый кубик. Игры такого типа помогают изучить физические свойства предметов, регулировать силу воздушной струи, тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.

4. Трансформация букв и слов.

Конструирование и трансформация букв. Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания букв, они работают по методу проб и ошибок. По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда дети, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента. В процессе исследовательской деятельности логопедическая задача – запомнить внешний вид и начертание букв, решается незаметно, как бы сама собой. Большой интерес вызывают задания по трансформации букв: как из одной буквы сделать другую. Эта работа проводится в виде соревнования: кто придумает больше вариантов? Такая деятельность стимулирует воображение, развивает способность к проведению мысленных экспериментов.

3. Разгадывание кроссвордов.

Кроссворды представляют богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности. При работе над кроссвордом тренируется фонематический слух, совершенствуются способности к звуковому анализу слова, развивается память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь, развивается способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями.

Таким образом, дети С ОВЗ в процессе экспериментирования проявляют любопытство, учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и выражать их словами. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Литература.

  1. Карпухина Г.А., Иванова А.И. Познавательно – исследовательская деятельность детей 5 – 7 лет на логопедических занятиях.
  2. Журнал «Логопед» №3, 2016
Просмотров: 166
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Лымарь Татьяна Владимировна. Конспект занятия для старшей группы по разделу «Ребенок и окружающий мир. Валеология» - «Сохрани свое здоровье сам»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Ан Таисия Евгеньевна. СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧТО МЫШКА ДЕЛАЕТ ОСЕНЬЮ?»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Якубова Регина Вагизовна. Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему: «Органы артикуляционного аппарата. Понятие «звук»»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Ионова Светлана Петровна, Андреева Анна Аркадьевна. Выставка «Я и другие» или как сделать воспитание увлекательным.
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь