Образовательная область: «Речевое развитие»
Составила: воспитатель Жданова Людмила Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович
Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.
Задачи:
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами подбирать характерный и специфичный признак предмета;
- закрепить знания о домашних и диких животных
- развивать творческое воображение, фантазию
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картина с зимним пейзажем; картинки с изображением следов: зайца, лисы, вороны; картинка – берлога; картинки для игры «Дикие и домашние животные»; «Нарядим елочку»; искусственная елка; музыкальная композиция: Чайковский «Январь», «Декабрь», «Танец снежных хлопьев»; альбомные листы с нарисованными на них узорами восковыми мелками; гуашь голубого цвета.
Скачать конспект
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, познание, физическое развитие.
Предварительная работа:
- игры с использованием ТРИЗ-технологии
Методы и приемы:
- Словестный
- Наглядно-демонстративный
- Игровой
- Метод контроля
- Проблемно-поисковый
Технологии:
- Деятельностный подход
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- Технология развивающего обучения
- Технология проблемного обучения
Ход образовательной деятельности.
Вводная часть.
Организационный момент, мотивация, введение в проблему.
Педагог: Ребята, какой праздник приближается? Верно. А кто знает главный символ Нового года? (Ёлка). А у нас её нет!
Давайте отправимся за ёлочкой в лес.
На чем бы нам было бы удобно поехать в лес? Послушайте. (Звучит звук запряженных лошадей в сани).
Основная часть
Педагог: А пока едим, я буду вам рассказывать про лес, вы слушайте и смотрите, может быть, кого-то увидим или услышим.
(Звучит музыка Чайковского «Январь», воспитатель читает рассказ
(см. Приложение №1) о зимнем лесе и обращает внимание детей на картину)
Вопросы по прослушанному рассказу с опорой на картину.
- Кого вы встретили в зимнем лесу?
- Какие следы у зайца? Покажите где следы зайца?
- На чьи следы похожи следы лесы?
- Зачем лиса разрыла снег?
- Как выглядит снаружи берлога медведя?
- Дети, о каких животных мы сейчас говорили?
(Проводится игра «Помоги животным». Диких животных размещают в лесу, домашних на ферме).
Физкультминутка (см. Приложение №2).
Педагог: А сейчас садимся в сани и едем дальше.
- Ой, какие сугробы, нам не проехать!
(Проводится игра «Доскажи словечко»).
Педагог: вот теперь мы можем садиться в сани и ехать дальше.
(Проведение пальчиковой игры «Как на горке снег» см. Приложение №2).
А вот и елочка красавица!
(Применение технологии -ТРИЗ метода «Мозгового штурма», игра «Выбери самое главное» Педагог называет объект (елочка), дети передавая снежинку называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный. (Запах).
Педагог: Ребята, а елочка что-то грустная!
- Кто догадается почему?
- Верно, на ней нет игрушек!
(Проведение игры «Назови ласково». Дети достают из сундучка игрушку, называют её ласково и вешают на ёлку).
Педагог: Вот и ёлочка повеселела.
- А сейчас мы елочку срубим и унесем из леса? Вы согласны?
(Дети высказывают свое мнение и все вместе останавливаются на том, чтобы оставить ёлку в лесу, лесным зверятам).
Педагог: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад, садимся в сани и едим обратно.
Заключительная часть.
(Пока дети «возвращаются обратно», воспитатель проводит рефлексию)
- Ребята, где мы сегодня были?
- Давайте вспомним, кого вы видели в лесу?
- А кого мы встретили, но не увидели? (медведя в берлоге)
- Какой самый главный признак у ёлки?
- Почему мы оставили её в лесу?
- Вот мы и вернулись в группу. А сейчас на память о нашем путешествии, вы нарисуете морозные узоры.
(Педагог проводит рисование нетрадиционной техникой под музыку Чайковского «Танец снежных хлопьев».
Дети закрашивают приготовленные листы с восковыми узорами голубой краской).
Приложение №1
Рассказ «Зимний лес».
Так тихо вокруг. … Постаралась волшебница-зима. И укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветви деревьев и кустарников.
Заснул лес. Не слышно пения птиц, только иногда осыпается снег с еловой шапки – это белка хлопочет, достает свои зимние запасы, да лакомится ими, да зайчиха выскочит из-за куста и оставит свои запутанные следы на снегу, удирая от плутовки лесы, да от голодного бродяги волка.
Вот следы зайчишки – передние лапки маленькие, задние большие.
А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы поживиться.
А вот следы лисицы. Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки-полевки и разрыла её. Наверное, ей удалось пообедать.
А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Спит медведь сладко. И никто не решается его потревожить…
Приложение №2
Пальчиковая игра «Как на горке снег».
Как (поднять указательный палец вверх)
на горке (руками обрисовать «гору»)
снег, снег (поднять руки вверх с раскрытыми пальцами, опускать руки, перебирая пальцами)
И под горкой (показать ладонями углубление)
снег, снег (поднять руки вверх с раскрытыми пальцами, опускать руки, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь (сложить ладони, прижав к уху, сжать кулаки и подставить к голове)
Тише, тише (сложить пальцы и «погрозить» указательным пальцем)
не шуметь (приложить указательный палец к губам).
Физкультминутка
«Падают снежинки»
(под музыку Чайковского «Декабрь»)
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вот лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы идем, идем
И к саням своим придем.
|