Фомина Ирина Олеговна воспитатель МКДОУ детский сад «Сказка», г. Тайшет, Иркутская область
Аннотация: Проблема дорожно-транспортного травматизма.
Система мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма в детском саду. Создание развивающей среды с учетом ФГОС ДО. Знание и выполнение требований дорожных знаков – условие, обеспечивающее ребёнку безопасность на дороге.
Ключевые слова: дошкольные образовательные учреждения, безопасность жизнедеятельности, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортный травматизм, безопасность на дорогах, профилактические мероприятия, дорожно-транспортные происшествия, профилактика травматизма, детский травматизм, дошкольники.
В настоящее время обстановка детского дорожно-транспортного травматизма остается по-прежнему напряженной. Это говорит о необходимости обучения безопасному поведению детей на дорогах в первую очередь. Согласно, Федеральному закону от 10. 12. 1995 N 196-ФЗ (ред. от 03. 07. 2016) «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его
участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Следовательно, безопасность дорожного движения представляет собой комплекс мероприятий, который способен обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими (переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом), безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге – всё это является причиной дорожно-транспортных происшествий. Дети дошкольного возраста не умеют в должной степени управлять своим поведением, мало считаются с реальными опасностями на дороге, переоценивают собственные возможности. Правилам безопасного поведения на дорогах детей необходимо обучать с дошкольного возраста. Родители и педагоги должны воспитывать грамотных участников дорожного движения. В рамках данного направления работы в нашем детском саду был разработан Проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей.
Цель Проекта: создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи Проекта:
- Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях на дороге.
- Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
- Вести активную пропаганду по безопасности среди родителей, вовлечь их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Участниками Проекта являются педагоги, воспитанники, родители.
Сроки реализации Проекта: 1.02. 2019 по 5.04. 2019
Проект был реализован поэтапно. Для его реализации необходимы условия: материально-техническое и нормативно — правовое обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение включает в себя:
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
- Конституция Российской Федерации 1992 г.
- Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10. 12. 1995 г. №196-ФЗ (в редакции 13. 07. 2015 г.).
- Распоряжение Правительства РФ от 27. 10. 2012 № 1995-р «Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
- Письмо МВД России № 13/8-147, Минобрнауки России № ИК-1431/06 от 1.08. 2008 г. «О проведении целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!»».
Материально-техническое обеспечение: интернет-связь, цифровой фотоаппарат, программное обеспечение: Windows Movie Maker, Microsoft Office; ИКТ: ноутбук, сканер, принтер, мультимедийная установка.
I этап: Подготовительный (01. 02. 2019 – 11. 02. 2016).
- Разработка диагностического инструментария (анкета).
- Проведение диагностики.
Со всеми участниками педагогического процесса родителями было проведено анкетирование с целью выявления уровня компетенций о безопасности дорожного движения. Были получены следующие результаты: родители: низкий уровень знаний – 5%, средний – 84% и высокий – 11%. Воспитанники: низкий – 34%, средний – 58% и высокий – 8%. Полученные данные свидетельствуют о невысоком уровне знаний в области безопасного дорожного движения. Следовательно, необходимо вести комплексную работу в данном направлении.
II этап: Этап реализации (12. 02. 2019 – 25. 03. 2019).
На этапе реализации был проведен цикл мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма детей.
- Оформление информации на стенде «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
- Цикл бесед с детьми «Правила безопасности на дорогах».
- «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам ПДД, обучение ПДД посредством игр).
- Фотовыставка «Образцовые пешеходы».
- Целевая прогулка «Правила юного пешехода».
- Буклет «Безопасность детей на дорогах».
- Проведение тематической недели «Добро пожаловать в страну дорожных наук»
- Консультация для родителей: «Правила дорожные всем нам знать положено».
III этап: Обобщающий (26. 03. 2019 – 05. 04. 2019).
- Оценка результатов (проведение контрольной диагностики – анкета).
- Показ открытого мероприятия на тему: «Азбуку дорожную знать каждому положено».
- Подведение итогов.
В результате проведения контрольной диагностики были получены следующие данные относительно уровня компетенций о безопасности дорожного движения у воспитанников: низкий – 4%, средний – 35%, высокий – 61%; родителей: низкий – 0%, средний – 28%, высокий – 72%.
Следовательно, благодаря разработке и внедрению Проекта уровень компетенции всех участников педагогического проекта значительно повысился, что говорит об эффективности его реализации.
Литература
- Спицына Т. А., Мамонова К. В. Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Молодой ученый, 2016, №6. 1., С. 78-81.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1980.
- Степаненкова Э.Я. Дошкольникам — о правилах дорожного движения. — М.: просвещение, 1978.
- Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. – М.: 2007.
- Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности /Авт. – сост. М.Р. Максиняева, Т.Ю. Филиппова, – М., 1999.
|