Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. Она даёт ребёнку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. В игре дошкольники обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определённые отношения со сверстниками и взрослыми.
Игра, моделирующая реальность, является эффективным средством её познания. Поведение людей в опасной ситуации различно. Для того чтобы подготовить детей к встрече с возможными трудностями детям предлагались проблемные ситуации о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививали им навыки безопасного поведения, так как у «компетентного» человека преодоление чувства растерянности происходит значительно быстрее; полностью неподготовленного - сохраняющая растерянность определяет длительное бездействие, суетливость.
Для того, чтобы отрабатывать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге в каждой возрастной группе оборудован уголок «Безопасности», где находятся все необходимые атрибуты по правилам дорожного движения (макет микрорайона с улицами, дорожные знаки, книги, игрушки и т.д.).
Педагогами проводятся экскурсии по территории дошкольного учреждения (младшие дошкольники), а также за пределы ДОУ (старшие дошкольники) - экскурсия по 1-му микрорайону, к перекрёстку, в детскую библиотеку, пожарную часть. Безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения им правил поведения на улице. Взрослого человека при появлении опасности иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции, но, к сожалению, дети не обладают этими качествами в полной мере, поэтому, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять решение.
Интересной и эффективной формой работы получила организация ролевых игр «Юные водители», «На улице города», в которых ребята доводили до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Используя в образовательной деятельности игру, взрослые формируют у детей не только правила поведения на дороге, но и представления об окружающем мире, элементарные математические представления, развивают речь детей.
В утренние часы педагогами планируются просмотры мультфильмов, мультимедийных презентаций. Они направлены на активное включение детей в диалог, с помощью этого метода воспитатели помогали ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. У детей формируются умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные условия.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения к чему может привести нарушения мер предосторожности, использовали специально подобранные произведения художественной литературы. Литература помогает ребёнку задуматься и прочувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни, достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, иллюстрировало возможные последствия их нарушения.
Для лучшего усвоения знаний с детьми дошкольного возраста проводятся игры-викторины «Правила дорожного движения», работа была направлена на то, чтобы на основе ранее полученных знаний подвести детей к пониманию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Большое внимание уделяли ознакомлению детей с дорожными знаками.
Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа инспектора ОГИБДД и дошкольного образовательного учреждения. Инспектор по пропаганде БДД Торчакова О.И. является частым гостем нашего дошкольного образовательного учреждения. Ольга Ивановна провела не одну беседу с дошкольниками о правилах дорожного движения, приход инспектора в группы детского сада, её беседы с детьми делают работу по ознакомлению с правилами дорожного движения более действенной.
Свои представления о безопасном поведении дети отражают в рисунках. В детском саду были организованы совместные выставки рисунков «Внимание, дорога!», «Вежливый пешеход!» (дети, воспитатели и родители), конкурс рисунков и чтецов «Моя безопасность».
Учитывая, важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам безопасного поведения педагогами были подобраны консультации «Безопасность вашего ребёнка»» «Легко ли научить ребёнка правильно себя вести на дороге?» «Правила безопасного поведения на проезжей части», составлены рекомендации родителям старших дошкольников, оформлены информационные стенды во всех возрастных группах «Безопасность вашего ребёнка», «Воспитываем грамотного пешехода», предложены для просмотра фотоматериалы мероприятий.
Совместно с родителями был разработан «план-схема своего двора». Родители понимают, что основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников дорожного движения создают правила дорожного движения, которые необходимо знать, а самое главное - неуклонно выполнять.
Вся работа с детьми осуществляется при условии заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом, и ни в коем случае не «навязывая» ребёнку.
Таким образом, планомерная деятельность, направленная на воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А.Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
|