Цель: Создание условий для передачи опыта эффективного взаимодействия с родителями в вопросах овладения нетрадиционными техниками рисования с последующим применением их в совместной деятельности с детьми.
Оборудование: бумага, кисточки, гуашь, акварель, салфетки, восковые свечи и мелки, картон, деревянные шпажки.
Ход мастер-класса
Общеизвестно, что рисование положительно влияет на формирование личности ребенка. От него ребенок получает много пользы. Оно помогает развить интеллектуальные способности детей, мелкую моторику, улучшает память, внимание, мышление, учит малыша думать и анализировать, закрепляет знания о цвете и форме, помогает соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Постепенное расширение запаса знаний становится залогом успешного умственного развития дошкольников.
Родители чаще детям дают для рисования фломастеры и карандаши, а не гуашь и краски, так как после рисования красками дети оставляют перепачканными столы и одежду. И лишь немногие родители знакомы с простыми техниками нетрадиционного рисования это пальчиками и ладонями.
Детям в дошкольном возрасте требуется рисовать, используя при этом разные изобразительные средства и техники. И вовсе не страшно, если маленький художник перепачкается, главное — чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Чтобы убедить в этом родителей, необходимо донести до них значимость различных способов рисования для развития моторики и творческих способностей. Это можно сделать различными способами:
- Организовать консультацию в уголке для родителей или при личной беседе
- Оформить выставку детских работ, выполненных при помощи нетрадиционных техник рисования.
Однако данные способы не всегда эффективны, поэтому передо мной остро стоял вопрос: как заинтересовать их необычными техниками рисования и вовлечь в совместную деятельность.
Для начала пригласили их на совместное занятие, где дети и их мамы и бабушки познакомились с такими техниками изобразительного творчества, как рисование на восковой основе, ладонями и с использованием оттисков и печатей. Приглашенные на занятие члены семей смогли убедиться в том, что рисование нетрадиционным способом интересно и для детей, и для взрослых.
Следующим этапом стала организация родительского собрания, на котором был проведен мастер-класс, позволивший познакомить родителей с необычными техниками рисования. Творческая работа настолько увлекла родителей, что было решено организовать конкурс рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках рисования совместно с детьми. Мною было разработано положение, в котором оговорены сроки конкурса, жюри, критерии оценки работ, среди которых главным является активное сотрудничество детей и взрослых, а также учитывается эстетичность и красочность конкурсных работ. Спустя 2 недели мы организовали замечательную выставку, подвели итоги, наградили семьи участников и победителей грамотами. После конкурса интерес родителей к нетрадиционным техникам рисования только усилился, поэтому я предложила им создать семейные творческие альбомы, в которых представлены рисунки, выполненные в различных техниках. Альбомы интересны и для детей, и для родителей (для обмена опытом).
Существует множество техник рисования, а познакомимся более подробно с двумя из них.
1. Монотопия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток).
Рисовать можно любыми красками (акварелью, гуашью и пр.) и обычными кистями. Особенность техники заключается в том, что рисунок выполняется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Рисунок можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотопии — любое.
2. Граттаж — воскография (фран. gratter — скрести, царапать) — древняя техника нанесения изображений при помощи выцарапывания. Рисунок процарапывается на листе бумаги или дощечке, которая покрыта тонким слоем воска и туши или гуаши.
Для создания рисунка граттажем понадобятся: лист картона или плотная бумага; черная гуашь; плоская кисть (широкая) с мягким ворсом; восковые мелки или парафиновая свеча. Необходимо нанести толстый восковой слой, который затем покрыть гуашью черного цвета.
А поможет мне в этом фокус-группа из 3 человек.
Создавать граттаж можно деревянной шпажкой (например, зубочисткой), гусиным пером, гвоздем, спицей или другим удобным острым инструментом (для детей это может быть безопасная шариковая ручка).
Когда острым предметом процарапывается слой туши, на черном фоне образуются штрихи, цвет которых будет соответствовать цвету подложки из воска. Она может быть белой, а для получения эффектного разноцветного рисунка – подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Допустим еще один вариант – сначала основу следует прокрасить акварелью, задавая цветовой контекст будущего рисунка, после чего покрыть ее воском и покрасить тушью. В итоге получится цветной граттаж.
Такие техники как монотопия и граттаж для детей представляют относительно простой способ создания рисунков, который таит в себе большой обучающий потенциал. Они знакомят малыша с основами композиции, развивают мелкую моторику рук и воображение, дают представление о физических свойствах туши, воска и красок, а также оказывают комплексное воздействие на детское развитие.
Попробуйте увлечь этим творчеством родителей ваших детей и тогда процесс их воспитания и развития будет еще интереснее и эффективнее. Благодарю за внимание.
|