Техника выжигания по дереву - несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества. В настоящее время существует несколько способов выжигания: пирография (горячее рисование), пиротипия (горячее печатание), выжигание в горячем песке или на огне, увеличительным стеклом на солнце, выжигание кислотой и трением на токарном станке.
Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан. У них светлая и однородная структура древесины. Она должна быть сухой и без сучков. Обязательно отциклюйте и зачистите наждачкой поверхность перед выжиганием; потом отшлифуйте порошком мела с водой; затем древесину покройте мебельным лаком и ещё раз отшлифуйте. Это удалит все ворсинки и заусенцы с поверхности.
Чтобы избежать загрязнения поверхности во время работы, необходимо наклеить лист прозрачной бумаги с рисунком на подготовленную дощечку. Теперь можно начать работу. Бумага будет сниматься по мере того, как будет выжигаться рисунок. (Вот так загрязнения удалятся вместе с бумагой). Рука, держащая выжигательный инструмент, должна опираться на стол.
Закончив работу по выжиганию, необходимо тщательно и осторожно зачистить мелкой наждачкой всю поверхность.
Готовый рисунок можно расписать красками (акварельными, акриловыми или масляными) - это прекрасный декоративный приём, который замечательно дополнит выжженный рисунок, сделает его ещё более нарядным и ярким.
Для придания матового шелковистого блеска и для сохранности натурального цвета дерева используют восковую отделку, т.н. вощение.
Также можно выжигать на таком мягком материале, как кожа.
Дальше, в зависимости от идеи, идет цветовая тонировка дерева. В основном я использую темперную, акварельную и акриловую краски. Бывает так, что в одном изделии сочетаются все сразу.
Покрытие лаком - тоже процесс довольно трудоемкий. Я использую акриловый, он почти прозрачный и не изменяет цвета рисунка. Тут есть некоторые тонкости, за счет которых, например, получается "эффект стекла" на ёлочных игрушках. Или иллюзия полного отсутствия лака.Автор: © 2005 Ирина Ермилова