Воспитатель МАДОУ «ДС №62» Рязанцева Надежда Рубиновна
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Актуальность сенсорного развития, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как сенсорное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Справедливо считать, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром
- развивает наблюдательность
- является основой для развития воображения
- развивает внимание
- позитивно влияет на эстетическое чувство
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности,
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.
Именно младший дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т. д.).
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.
Восприятие маленького ребёнка носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются у ребёнка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета ещё не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленён, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.
Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Исследования, проведенные нами в детском саду, показывают, что, прежде всего это действия с предметами (постройки из больших мягких модулей и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из деревянных кубиков и др.), упражнения и дидактические игры.
С целью решения задач сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях детского сада перед собой поставили следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макро моторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование. По результатам анкетирования была запланирована работа с родителями консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки.
Выполнение задач основывалось на следующей идее: сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования "жизненной обстановки" в целом – помещений групповой комнаты.
Сенсорное воспитание детей в нашей группе осуществляется в процессе конструирования.
Конструктивная деятельность ребенка — достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.
В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Так, дети 3-4 лет уже достаточно легко отличают кубик от кирпичика, длинную пластинку от короткой. Они могут построить по предложенному образцу воротца, домик из двух-трех деталей и т. д. Но если детям предложить образец более сложной постройки, то они начинают делать грубые ошибки, а иногда вообще не могут воспроизвести ее. Причина, как правило, кроется в том, что дети еще не умеют рассматривать предложенный образец. Но если им помочь, они успешно воспроизводят его. Именно неразвитое, несовершенное восприятие часто бывает причиной неудач в конструировании, задерживает его развитие.
Поэтому одна из главных задач сенсорного воспитания в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить.
Работая со строительным материалом, ребёнок развивает творческие способности, сообразительность, конструктивные навыки.
Он придумывает и выкладывает различные модели, при этом знакомится со свойствами различных материалов, с инструментами, овладевает навыками работы, создаёт нужные и полезные предметы.
Для обучения детей конструированию в нашей группе используют наборы деревянного строительного материала и большие модули.
Прежде всего, малышей знакомят с названиями деталей, их формой, величиной, с вариантами расположения на плоскости (кирпичик лежит, стоит), дают представление о том, что устойчивость предмета определяется его расположением на плоскости. Необходимо показать и разъяснить детям, что форма деталей обусловливает их конструктивные свойства.
Очень важно, что бы ребёнок в процессе работы чувствовал, что он изготовляет полезные вещи.
Необходимо сказать, что основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой на протяжении всего дошкольного детства. Но наш опыт показал, что необходимо «развести» данные понятия, поскольку эти два вида деятельности могут сопровождать друг друга, но не являться равными. Ребенок либо играет, либо конструирует.
Опираясь на работы Лиштван, Л.А Парамоновой, А.Н. Давидчук мы попытались проследить динамику взаимодействия игры и конструирования, используя метод наблюдения самостоятельной и совместной с воспитателем видов деятельности. И убедились, что именно в раннем возрасте конструирование слито с игрой.
Использование построек в игре придает большой практический смысл конструированию детей и изменяет его характер. Дети начинают конструировать не только ради того, чтобы их постройка была похожа на какой-либо предмет, но и для того, чтобы затем поиграть этой постройкой.
Игра выдвигает определенные требования к постройке и заставляет детей думать. Часто уже в ходе игры возникает намерение изменить что-то. В этом случае игра может прерваться и дети начинают реконструировать уже возведенную постройку.
В игре у детей — широкое поле для творчества. Но это творчество будет тем успешнее, чем глубже дети овладеют конструированием на занятиях, где детей приучают к определенной дисциплине труда, четкому планированию своей деятельности. Особенно полезно в этом отношении конструирование по условиям.
Именно в этом возрасте можно говорить об условном конструировании. Т.к. в основном замысел у детей раннего возраста отсутствует, дети быстро увлекаются и переключаются. Именно поэтому ограничиваться не большим количеством тем не следует. Затем постепенно игра становится побудителем к конструированию из большого модульного материала, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей. Например, дети играют в больницу и строят кровать для куклы и т.д.
Таким образом, учет особенностей игры и конструирования, и их взаимодействия необходим при руководстве строительными играми.
Перед началом конструирования следует провести беседу, которая поможет расширить кругозор ребенка и его знания об окружающем. Основной принцип обследования — от анализа крупных, основных частей и их взаимоотношений к анализу более мелких частей — является общим для обследования предметов, как перед изображением, так и перед конструирование. Не менее важна и наглядность (рассмотрение иллюстраций, схем построек). В младшем дошкольном возрасте для сенсорного развития детей в процессе конструирования используется и внесение игрового мотива, художественного слова, а так же вспомогательного материала для развития игрового сюжета (игрушки).
В процессе конструирования важно использовать метод наводящих вопросов и проговаривание. По окончанию образовательной деятельности необходимо в младшем дошкольном возрасте дать оценку от лица героя и преимущественно, отметив положительные стороны.
Целесообразно вспомнить и назвать формы организации детского конструирования:
- По образцу (фотографии и рисунки)
- По модели (в качестве образца предъявляют модель в которой есть лишь очертание отдельных элементов, например, конструкции обклеенные бумагой, а детали скрыты)
- По условиям (детям предлагаются условия, которым должна соответствовать постройка)
- По простейшим чертежам и схемам
- По замыслу (в этом случае ребенок сам решает как и что он будет строить). Необходимо помнить, что этот вид обучения является следствием овладения детьми конструированием по образцу и условиям.
- По теме (воспитателем дается одна тема для всех детей и близка к конструированию по замыслу с той лишь разницей, когда замысел ограничивается темой)
Я считаю, что в нашей группе созданы условия для конструктивной деятельности детей. В группе имеется три вида конструктора- деревянный, напольный крупный и лего крупное и модульная мебель, которая используется детьми в конструктивной деятельности. Дети очень любят заниматься конструированием, они из деревянного конструктора строят различные дома, гараж, ворота, башни разной величины, горку, машину и другие постройки с использованием схем, показа, образца, по замыслу. А из лего дети собирают даже роботов. А из крупного напольного конструктора
дети могут построить целый город со сторожевыми башнями. Для всех видов построек в группе имеются мелкие игрушки для их обыгрывания. С большим удовольствием дети играют с модульной мебелью, из которой они
строят скамейку. горку, башню, кроватку для куклы, диван и т.д..
Воспитатели сохраняют условия для детской постройки в течение нескольких дней. За это время дети могут совершенствовать свои конструкции, обыгрывать в различных сюжетах.
Необходимым условием для получения хороших результатов является взаимодействие с родителями. Работая с родителями, проводила консультации. В результате, родители приняли активное участие в изготовление игр и игровых пособий для детей.
Литература.
- Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.: «Просвещение», 1983.
- Баландина JL А., Гаврилова В. Г. «Диагностика в детском саду», Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
- Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
- Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.: «Просвещение», 1984.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр», 2001.
- Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М. «Сфера», 2010.
- Севостьянова Е. О. «Дружная семейка» М. «Сфера», 2006.
- Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика – Синтез», 2003.
- Новоселова С. Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» М. «Просвещение», 1985
- Поддъяков Н.И. «Конструирование» М. «Просвещение», 2001.
|