Познавательно-исследовательский проект "Шестиногий народец"
(насекомые нашего участка)
Автор проекта: Димяненко Е.В.
Вид проекта: Групповой, долгосрочный с 01. 06. 2015 – 31. 08. 2015
Участники: воспитатели, дети младшей группы, родители группы
Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения
- воспитывать бережное отношение к живому
- развивать эмоциональную отзывчивость
- развивать коммуникативные навыки
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Актуальность темы: Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Предполагаемый результат.
Дети научатся:
- узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик)
- получат простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые
- узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые
- научатся находить сходства и различия
- овладеют обобщающим понятием «насекомые».
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме «Насекомые», рассматривание совместно с детьми и обсуждение в совместных беседах
- знакомство с отрывком из литературного произведения: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» и К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
- разучивание стихов о насекомых
- пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок»
- загадывание загадок.
Сотрудничество с семьёй:
- консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- оформление коллажа «Насекомые» вместе с детьми и родителями о любимом насекомом рисунками, фотографиями, рассказами, стихами, загадками.
Продукт проектной деятельности:
альбом «Насекомые», коллективная аппликация «На лугу», выставка рисунков «Бабочки-красавицы», выставка работ из пластилина «Гусеницы».
План реализации проекта
Июнь
- «Шестиногие малыши» — познавательное занятие. Познакомить детей с разнообразными насекомыми, выделив их отличительные признаки, учить придерживаться сюжетной линии в рассказывании, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
- «Бабочка-красавица» — рисование. Учить детей получать изображения, применяя монотипию, развивать понимание того, что изображение можно получить, используя различные приёмы рисование, воспитывать аккуратность в работе с красками.
- «Как привить любовь к природе» консультация для родителей.
- «Дюймовочка» — чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена.
- Творческое домашнее задание для детей и родителей: сбор материала фотографий, рисунков, стихов о любимом насекомом. Содействие сотрудничеству детей и родителей.
Июль
1. «Где зимуют насекомые?» — ситуативная беседа. Продолжать знакомить детей с насекомыми, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
3. «Гусеницы» — лепка. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина,
воспитывать аккуратность в работе.
4. «Муха — Цокотуха» — чтение сказки Чуковского. Познакомить детей со сказкой. Учить выделять главную мысль, учить внимательно слушать жанровое произведение.
5. «Медведь и пчёлы», «Бабочки и кузнечики» — подвижные игры. Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в правильном произношение звука [ж], закреплять знания о способах передвижения насекомых.
6. «Первая помощь при укусах насекомых» — информация в уголке для родителей. Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым.
Август
- «Загадки, которые мы любим» — отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки.
- «На лугу» — коллективная аппликация. Развивать чувство композиции, учить сочетать различные приемы выполнения аппликации, воспитывать аккуратность.
- Чтение стихов о насекомых. Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов.
- Подведение итогов творческого домашнего задания для детей и родителей: о любимом насекомом. Содействие сотрудничеству детей и родителей.
Стихи о насекомых
Бабочка
Белыми крыльями Машет капустница. Только поднимется – Тут же опустится.
Носиком водит По краю ромашки: Мёд или чай В этой беленькой чашке?
Автор: Г. Глушнев
Бабочка
Бабочка-красавица, Очень мне уж нравится Платьице твое! Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго: «Пусть летит она, не трогай Крылышки ее!»
Автор: Евгений Корюкин
Бабочка
Живёт, собою Землю украшая, Порхая с лепестка на лепесток! При этом тишину не нарушая, Она сама – летающий цветок!
Автор: И.Ефремов
Божья коровка Точка, точка, Два крючочка – Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка, В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука – Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдёт.
Автор: Ф. Грубин
Божья коровка
У божьей коровки крылышки тонкие, Надкрылки красные в чёрных крапинках. На кончик травинки она заполозает, - Надкрылки подняв, вертолётом взлетает.
Автор Лев Постолов
Комары
На лужайке у горы Под зелёной липой Потеряли комары Маленькую скрипку.
На лужайке у горы У тропы-петлички Ищут, ищут комары Скрипку-невеличку.
«Светлячок, сюда иди, Посвети под липкой. Без тебя нам не найти Маленькую скрипку!»
Светлячок то там, то тут Светится, как спичка, Ищут, ищут – не найдут Скрипку-невеличку.
Распищались комары Зло и недовольно И, наверно, с той поры Всех кусают больно!
Автор: А. Екимцев
Комариха
Дождь прошел. Свежо и тихо. Распищалась комариха: — Радостно на свете жить, Но кого бы укусить?
Автор: Алена Зачиняева
Кузнечики
Вечером в траве их встретим, Слышен стрекот там и тут: Это мамы малым детям Колыбельную поют.
Автор: Екатерина Грибанова
Кузнечик
С утра кузнечик скачет по травинкам, скачет по листочкам, Будто весь огромный мир обскакать он хочет.
В полдень выспится, забравшись в прохладный тенёчек, И всю ночь ему не спится. - До утра стрекочет.
Автор Лев Постолов
Кузнечик
Кузнечик прыгнул и исчез С травой зеленой слился весь. «Попробуйте на грядке Со мной сыграйте в прятки».
Автор: Виталий Сибирцев
Муравьи
В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом, У них обычаи свои И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С утра на пост бегут бойцы, А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой, С утра до вечера шуршит В траве и под листвой.
Автор: С. Михалков
Муравей
Муравьишка маленький, Маленький — удаленький, Ты работаешь всегда, Но блуждаешь иногда.
Опоздал ты В свой домишко, Только ты ведь Не трусишка —
Под грибочком ночевал... Утром с бабочкой играл, И так резво веселился — Чуть с грибочка не свалился.
Автор: Степан Козлов
Муха
Летним днём мешает муха Спать: куснёт то в нос, то в ухо. Люди с мухами не ладят. - То на мусор муха сядет,
То усядется на хлеб, - Не почистив свои лапки, - То на пряник сядет сладкий. Спасаясь от такой назойливой соседки,
Вставляют люди летом в окна сетки.
Автор: Лев Постолов
Осы
В тельняшках полосатых осы, как матросы. Владеют, как кинжалом осы свим жалом. Того, кто им мешает, злые осы жалят. - Покуда не ужалят, — в покое не оставят.
Как пчёлы, строят гнёзда. К ним не подходи! - Не тронь гнездо осиное, — сторонкой обойди.
Автор: Лев Постолов
Оса
Началась в лесу гроза, Всполошилась тут оса. «Что за беспорядки, Не терплю осадки».
Автор: Виталий Сибирцев
Ираида Мордовина
Кузнечик
Живёт в лесу кузнечик Зелёненький скрипач. Всех будит на рассвете И ходит только вскач.
Он скачет по цветочкам, По травке и кустам. На скрипочке играет: – Парам-пам-пам-пам-пам.
Найдёт усами ноты, Чтобы начать концерт. Звучат кадриль, гавоты, Он в музыке поэт.
Лишь вечер наступает, Спешат все танцевать: Кузнечик вальс играет. Пора, друзья, плясать!
Все звери веселятся, И птицы, и жуки. За лето истоптали На танцах башмаки.
На солнечной полянке, Под дубом и ольхой Кузнечиковы трели Звучат на лад любой.
Без них жить невозможно: Затихнет белый свет. Ведь лучше этих песен На целом свете нет.
Пчёлы
Села пчёлка на цветок, Опустила хоботок, Подлетает к ней комар: -Что ты ищешь там?
- Нектар. А тебе не надоело? Не наскучило искать? - Нет!
Тому, кто занят делом, Просто некогда скучать!
Г. Ладонщиков
Пчёлка золотая сладенький медок… Пчёлка золотая сладенький медок Собрала, летая, в глиняный горшок. Собрала, летая по полям, лугам,
Устали не зная, дар бесценный нам. Собрала, не скрою, летнее тепло, Чтоб оно зимою нас согреть могло.
Автор: Тамара Маршалова
Муравьи
В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом, У них обычаи свои И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С утра на пост бегут бойцы, А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой, С утра до вечера шуршит В траве и под листвой.
Автор: С. Михалков
Божья коровка
Точка, точка, Два крючочка – Это лапки у жука. Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка, В чёрных крапинках бока. Я подую на жука –
Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдёт.
Автор: Ф. Грубин
Бабочка
Бабочка-красавица, Очень мне уж нравится Платьице твое! Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго: «Пусть летит она, не трогай Крылышки ее!»
Автор: Евгений Корюкин
Загадки о насекомых.
Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок) Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей) На поляне возле ёлок Дом построен из иголок.
За травой не виден он, А жильцов в нём миллион (Муравьи) Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком - Он поделится медком (Пчела) Волосата, зелена, В листьях прячется она.
Хоть и много ножек, Бегать все равно не может (Гусеница) Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я поймать его хотел — он вспорхнул и улетел (бабочка).
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет (бабочка). Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза) Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей) На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравьи) Самого не видно, а песню слышно; Летит, пищит, случай не упустит: Сядет и укусит (Комар)
На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик) Он сети, как рыбак, готовит, А рыбы никогда не ловит (Паук)
Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шёлком круг. Мастер знает в этом толк. Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь (Жук)
Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, сядет — землю роет. (Жук).
Кто над нами вверх ногами Ходит — не страшится, Упасть не боится, целый день летает, Всем надоедает? (Муха)
Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком - Он поделится медком (Пчела)
Лежит кучка поросят, только тронешь — завизжат (пчелы) Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдете вы (Червяк) Волосата, зелена,
В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать все равно не может (Гусеница) Сивую буренушку и дома не любят, и на базаре не купят (таракан)
Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят (Осы) Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек. Это с лампочкой на спинке Сел на травку... (светлячок) Пальчиковые игры про насекомых
Насекомые
Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину)
Стрекоза поспать легла У кувшинок в лепестках, В сладком клевере — пчела, Шмель — в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)
В колокольчиках — сверчок, Муравьишка — у сосны, В паутине паучок Смотрит радужные сны.
(Кладем руки по щеку)
Пчела
Прилетела к нам вчера (бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками) Полосатая пчела, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых) А за нею — шмель-шмелёк И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам) Пожжужали, полетали, (опять бежим по кругу) От усталости упали. (медленно опускаемся на ковёр)
Стрекоза
Летит стрекоза, Как горошины глаза. (Бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы) Вверх-вниз, (сначала бежим на носочках, потом в полуприседе) %4
взад-вперед, (меняем направление бега)
Как прозрачный самолёт. (свободно летаем по ковру)
Пчела и жук (Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет — в другую)
Жу-жу-жу -
Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.
Жу-жу-жу -
В цветке том жук:
Хря, пчела, жужжишь вокруг!
С кем дружит цветок
(Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок — ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)
Труженица пчела
Пчёлка трудится весь день (Дети руками обрисовывают перед собой круг.) И работать ей не лень. (Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.) От цветка летит к цветку, (Ритмично взмахивают руками-крылышками.) Клеит на брюшко пыльцу, (Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт — (Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.) За день много соберёт. (Раскрывают перед собой все пальцы.) Унесёт нектар в тот улей (Обрисовывают в воздухе треугольник.) И назад вернётся пулей. (Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
Оса
Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)
Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки)
Комарик
Не кусай, комарик злой!
(Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед — «хоботок»)
Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз — «лапки»)
Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)
Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
("Паучки" ползают на голове)
Улей
Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки — И их не видать.
(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело — И пчелки летят,
(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»
Сороконожка
Вот бежит сороконожка (пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони).
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.
Божья коровка
По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -
На ней красная рубашка.
Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.
Маленькая крошка
(правой рукой погладить «божью коровку») -
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)
Светлячок-червячок
Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки),
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек») -
Ползет светлячок
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки),
Ведь он – червячок.
|