Бегларян Наийла Егоровна. Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе на тему: “Москва Златоглавая”

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе на тему: Москва Златоглавая

Подготовила: Воспитатель 1 категории Бегларян Н.Е. ГБОУ гимназия № 1552 (стр. 7)

Цели занятия:

  • Познакомить детей с историей возникновения Москвы, жизнью москвичей.
  • Помочь детям понять и почувствовать, что только сильные люди могли пройти испытания, которые выпали на их долю, и построить такой город, как наша великая столица.
  • Воспитывать уважение к славному историческому прошлому столицы России.
  • Вызвать интерес к ее памятным местам, а также к жизни предков.

Материалы: иллюстрации “Москва сегодня”; материал “Москва Златоглавая”; запись песни О. Газманова “Москва”; иллюстрации “Москва деревянная”, “Москва Белокаменная”; стихи о Москве; пословицы и поговорки о Москве.

 

Скачать конспект

Словарь: активизировать словарный запас: “древоделы”, “лучина”, “столица”, “москвичи”, “Златоглавая” и т.д.

Ход занятия

Под мелодию песни О. Газманова “Москва, звонят колокола! ” дети вместе с воспитателем входят в групповое помещение.

Воспитатель (обращается к детям, которые стоят около него):

“Представьте, что у нас есть волшебный ковер-самолет, который поможет нам отправиться в далекое прошлое. Усаживайтесь поудобнее. Раз, два, три – полетели! ”

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Воспитатель:

“Сегодня мы продолжим интересный разговор о Москве. Я расскажу вам много нового, увлекательного об этом старинном городе, но сначала хочу послушать вас. Что вы знаете о Москве? ”

Дети:

“ – Москва – столица нашей страны.

– Москва – самый главный и самый большой город.

– Москва – очень красивая.

– А еще у нас самый гостеприимный город ”.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какой стране мы живем, на каком языке говорим. А также объяснить, что означает слово “столица”, назвать людей, живущих в Москве. Выслушав ответы детей и их рассуждения, воспитатель продолжает:

“Трудно представить себе, что когда-то на месте этого огромного великого города “шумел” дремучий лес. Возникновение Москвы было примерно таким же, как и появление других городов. Давайте представим себе, как это происходило”.

Воспитатель выслушивает рассуждения детей, задает вспомогательные вопросы:

– Почему наши предки выбрали место на берегу Москвы-реки?

– Чем понравились эти леса?

– Что представляли собой их жилища?

– Чем они питались, во что одевались и т.д.?

Воспитатель наглядно (показывая различные иллюстрации, картинки, рисунки) ведет свой рассказ о создании города:

“Вот таким и было маленькое поселение на берегу Москвы-реки. Проезжал однажды эти места князь Юрий Долгорукий и невольно залюбовался их дивной красотой. Действительно, красота Москвы-реки была неописуемой. Густые леса чередовались с полями; по берегам Москвы-реки раскинулись заливные луга; в лесах – много зверей и птиц; в реке – множество рыбы. Подумал Юрий Долгорукий, что это очень удобное место для защиты границ Руси: холмы и овраги реки врагам трудно преодолеть, а для жизни здесь есть все необходимое.

И приказал князь построить здесь крепость-забор из толстых бревен, а на стене — несколько башен дозорных (т. е. караульных). И так стены Кремля сначала были деревянными. Князь и богатые люди жили в теремах, а простой народ – в избах. В Москве жили лучшие мастера – древоделы”.

Воспитатель:

“Ребята, а вы как считаете, кого называли древоделами на Руси? ”

Дети:

“Древодел – это человек, который делал что-либо из дерева”.

Воспитатель:

“Да, древоделы строили, укрепляли, обновляли стены и башни Кремля, возводили церкви, храмы, монастыри и т.д. ”

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображениями древней Москвы. По этим изображениям у детей должно складываться определенное представление о жизни, о быте, о занятиях древних москвичей.

Воспитатель:

“Оказывается, в древней Москве не было ни электричества, ни парового отопления. Печь топили по-черному, дом освещали деревянными палочками, т.е. лучинами. Поэтому и случались частые пожары. Жили в древней Москве очень просто. В домах – единственная лавочка, бревенчатый стол, за которым усаживалась вся многочисленная семья. Одевались также просто. Одежда была длинная, широкая, и чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче. Древние москвичи даже пищу употребляли самую обычную, простую. Они варили кашу из гречихи, овса, ячменя; в огородах росли морковь, репа, свекла, капуста, огурцы. Из коровьего молока делали творог, сметану, масло. Собирали ягоды и грибы. В реках ловили рыбу. Пили квас и мед ”.

Воспитатель предлагает детям снова посмотреть иллюстрационный материал и ответить, какие же люди жили в древней Москве.

Дети:

“В древней Москве жили достойные люди, которые любили свой город”.

Воспитатель:

“Конечно, ребята, вы правы! Действительно в древней Москве жили достойные люди, которые любили свой город, защищали его от врагов и застраивали его, ведь население постоянно увеличивалось.

И после очередного пожара, когда Москва сгорела дотла, ее жители приняли единственное правильное решение: Москве – быть! Но строить здания теперь нужно было не из дерева. Может вы, ребята, догадаетесь, из чего же нужно было строить, отстраивать Москву? ”

Дети:

“Наверное, из камня, так как он не горит”.

Воспитатель:

“Правильно. И начали возить из соседних городов белый камень и отстраивать Москву заново. Это был очень долгий и тяжелый труд. И длился он больше ста лет. Отцы строили, потом их сменяли сыновья, а заканчивали это огромное дело уже внуки. Была Москва деревянная, а стала каменной. Да не просто каменной, а белокаменной, потому что этим камнем был известняк, а он белого цвета. ”

Вместе с воспитателем дети рассматривают иллюстрацию по древней Москве “Кремль белокаменный”.

Воспитатель:

“Но не только огонь приносил беды москвичам. Как и у всей Руси, у Москвы были враги, и дольше всех терзали и грабили, мучили русских людей монголы-татары, которые еще и в плен их увозили. Казалось все – нет больше сил у москвичей, не смогут они подняться. Погибнет Русь! Не будет больше Москвы! Но Москва снова и снова вставала из пепла, возрождалась. Выстояла великая Русь! Выстояла Москва, и стала только краше и сильнее прежней. Только теперь научились москвичи делать кирпичи. И стал Кремль Московский, построенный русскими мастерами из красного кирпича, могучим и непобедимым. Таким он и сохранился до сегодняшних дней”.

Далее проводится физкультминутка

Воспитатель:

“ Вот так – от деревянной до кирпичной менялась наша столица. Дозорные стрельцы несли свою службу. Вместе со стенами поднялись и новые каменные башни. Теперь мы с вами знаем, как нелегко жилось москвичам, как защищали они свой город и много-много раз восстанавливали, поднимали его из пепла, не жаля своих сил и даже жизней. Почему они делали, как вы думаете? ”

После рассуждений детей воспитатель продолжает:

“ Они любили свою землю, свой город, людей, с которыми жили и это придавало им сил создавать город, который и сегодня необыкновенно красив. Красота и величавость Москвы воспета в стихах”.

Дети читают стихи

1-ый ребенок:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

(Ф. Глинка)

2-ой ребенок:

Люблю Москву, люблю Москву
За всё, что в жизни мне дала!
Люблю Москву – мою Москву:
Её высотки, купола…
Её соборы и дворцы,
Её театры и музеи,
Весну, когда поют скворцы,
В осеннем золоте аллеи.
Я слушать день и ночь готов
И в радости, и в грусти тоже
Призывный звон колоколов,
Что с каждым годом всё дороже!
Москвы дыхание ловлю,
Её я шум и шепот знаю
Всем сердцем я Москву люблю,
А, уезжая, я скучаю!

(Е. Яхницкая)

Воспитатель:

“ Ребята, Москву называют Златоглавой. А вы знаете, почему ее так называют? Еще в древней Москве в центре Кремля разместилась Соборная площадь, а вокруг нее храмы. О каких храмах вы знаете и можете рассказать? ”

После возможных ответов детей воспитатель продолжает свой рассказ:

“Во всех храмах обязательно были звонницы, на которых устанавливались колокола разных размеров. Несколько раз в день разливался колокольный звон по всей Москве, созывая людей в церкви и соборы. Колокольный звон – историческая достопримечательность Москвы и России”.

Далее звучит аудиозапись колокольного звона.

Воспитатель:

“Великолепным храмам, церквам, монастырям уже много лет. Ребята, только посмотрите на их купола. На что они похожи? ”

Дети:

“Они похожи на луковицу”.

Воспитатель:

“Вы правы, они похожи на луковицу по форме, покрыты золотом и стоят словно “сверкающие на солнце головы”. Вот и принято называть нашу столицу – Москва Златоглавая. Об этом и в песне поется ”.

Воспитатель вместе с детьми исполняют песню О. Газманова “Москва”:

Через войны, пожары, века
Звон малиновый в небо летит.
Слышен звон этот издалека,
Это сердце России звенит.
В ярком злате святых куполов
Гордо множится солнечный лик.
С возвращеньем двуглавых орлов.
Продолжается русский язык.
Москва – звонят колокола.
Москва – златые купола.
Москва – по золоту веков
Проходит летопись времен.

Воспитатель:

“ О Москве златоглавой сложены пословицы и поговорки. К примеру: ”

  • Москва – золотые маковки.
  • Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
  • Москва – что гранит, никому Москву не победить.
  • Москва стоит на семи холмах, а человек на двух ногах.
  • Славится Москва невестами, колоколами, да калачами.
  • В Москве сорок сороков церквей.
  • Видна из Кремля вся российская земля.

Воспитатель:

“ Вот так из маленького поселения превратилась Москва за долгие годы в прекрасный город – столицу России. Город строили, украшали, защищали многие поколения русских людей”.

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

Воспитатель:

“Ребята, нам пора возвращаться на волшебном ковре-самолете в современную Москву. Скажите, а где мы с вами побывали? ”

Дети:

“Мы побывали в древней Москве”.

Воспитатель:

“А что вы узнали о древней Москве, о людях, которые создали нашу столицу? ”

Дети:

“Тяжело строилась Москва, но она всегда “поднималась” и снова строилась народом, который очень любил свою землю”.

Воспитатель:

“Да, ребята. Москва заботливо создавалась веками трудом и талантом русского человека. И за это мы все выражаем огромную благодарность нашим предкам”.

Просмотров: 622
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Вафина Гульшат Салаватовна. Презентация - 'Москва – главный город России'
  • Якимова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Малышам о Москве» (К 870-летию г. Москвы)
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Гребенкина Наталья Васильевна. Конспект занятие по развитию связной речи. Тема: Москва-столица России.
  • Екатерина Куковякина. Открытое - итоговое занятие «Москва – столица нашей Родины»
  • Румянова Ольга Викторовна. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе 'Москва - столица нашей Родины'
  • Азимова И.А. Пашковская А.Н.. Исследовательско-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Москва – мой город» в старшей группе
  • Панова Марина Владимировна. Конспект занятия на тему: «Москва – гостеприимная».
  • Главный Редактор. Сценарий 1 сентября - В каждом русском сердце ты, моя Москва!
  • Светлана Анисимова (г.Москва). Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Отважные пожарные»
  • Светлана Анисимова (г.Москва). Конспект занятия по лепке на тему «Чайный сервиз» в средней группе
  • Светлана Анисимова (г.Москва). Конспект досуга для детей средней группы на тему: «Посиделки с мамами»
  • Светлана Анисимова (г.Москва). Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством И.И.Шишкина
  • Светлана Анисимова (г.Москва). Г.Х. Андерсен - великий сказочник
  • Главный Редактор. Сценарий линейки 1 сентября - Москва - моя малая родина
  • Светлана Анисимова (г.Москва). ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия - экскурсии с детьми средней группы на тему: «Прогулка в осенний парк»
  • Попова Марина Владимировна. Презентация на тему: «С днем рождения, Москва»
  • Елена Волкова (Москва). Вечер досуга, посвященный Дню матери.
  • Швецова Елена Николаевна Соавтор: Захарова Вероника Анатольевна. Презентация образовательного проекта в средней группе «Наша Москва».
  • Светлана Анисимова (г.Москва). Конспект досуга - представления по ознакомлению детей старшей с основами безопасной жизнедеятельности на тему: «Цветик – семицветик»
  • Светлана Анисимова (г.Москва). Итоговое занятие по русским народным сказкам с детьми второй младшей группы
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Родина Анна Сергеевна. Конспект досуга по патриотическому воспитанию «Интерактивное путешествие по городу Москва» для старшей дошкольной группы (5-6 лет)
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь