Подготовила: Воспитатель 1 категории Бегларян Н.Е. ГБОУ гимназия № 1552 (стр. 7)
Цели занятия:
- Познакомить детей с историей возникновения Москвы, жизнью москвичей.
- Помочь детям понять и почувствовать, что только сильные люди могли пройти испытания, которые выпали на их долю, и построить такой город, как наша великая столица.
- Воспитывать уважение к славному историческому прошлому столицы России.
- Вызвать интерес к ее памятным местам, а также к жизни предков.
Материалы: иллюстрации “Москва сегодня”; материал “Москва Златоглавая”; запись песни О. Газманова “Москва”; иллюстрации “Москва деревянная”, “Москва Белокаменная”; стихи о Москве; пословицы и поговорки о Москве.
Скачать конспект
Словарь: активизировать словарный запас: “древоделы”, “лучина”, “столица”, “москвичи”, “Златоглавая” и т.д.
Ход занятия
Под мелодию песни О. Газманова “Москва, звонят колокола! ” дети вместе с воспитателем входят в групповое помещение.
Воспитатель (обращается к детям, которые стоят около него):
“Представьте, что у нас есть волшебный ковер-самолет, который поможет нам отправиться в далекое прошлое. Усаживайтесь поудобнее. Раз, два, три – полетели! ”
Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.
Воспитатель:
“Сегодня мы продолжим интересный разговор о Москве. Я расскажу вам много нового, увлекательного об этом старинном городе, но сначала хочу послушать вас. Что вы знаете о Москве? ”
Дети:
“ – Москва – столица нашей страны.
– Москва – самый главный и самый большой город.
– Москва – очень красивая.
– А еще у нас самый гостеприимный город ”.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какой стране мы живем, на каком языке говорим. А также объяснить, что означает слово “столица”, назвать людей, живущих в Москве. Выслушав ответы детей и их рассуждения, воспитатель продолжает:
“Трудно представить себе, что когда-то на месте этого огромного великого города “шумел” дремучий лес. Возникновение Москвы было примерно таким же, как и появление других городов. Давайте представим себе, как это происходило”.
Воспитатель выслушивает рассуждения детей, задает вспомогательные вопросы:
– Почему наши предки выбрали место на берегу Москвы-реки?
– Чем понравились эти леса?
– Что представляли собой их жилища?
– Чем они питались, во что одевались и т.д.?
Воспитатель наглядно (показывая различные иллюстрации, картинки, рисунки) ведет свой рассказ о создании города:
“Вот таким и было маленькое поселение на берегу Москвы-реки. Проезжал однажды эти места князь Юрий Долгорукий и невольно залюбовался их дивной красотой. Действительно, красота Москвы-реки была неописуемой. Густые леса чередовались с полями; по берегам Москвы-реки раскинулись заливные луга; в лесах – много зверей и птиц; в реке – множество рыбы. Подумал Юрий Долгорукий, что это очень удобное место для защиты границ Руси: холмы и овраги реки врагам трудно преодолеть, а для жизни здесь есть все необходимое.
И приказал князь построить здесь крепость-забор из толстых бревен, а на стене — несколько башен дозорных (т. е. караульных). И так стены Кремля сначала были деревянными. Князь и богатые люди жили в теремах, а простой народ – в избах. В Москве жили лучшие мастера – древоделы”.
Воспитатель:
“Ребята, а вы как считаете, кого называли древоделами на Руси? ”
Дети:
“Древодел – это человек, который делал что-либо из дерева”.
Воспитатель:
“Да, древоделы строили, укрепляли, обновляли стены и башни Кремля, возводили церкви, храмы, монастыри и т.д. ”
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображениями древней Москвы. По этим изображениям у детей должно складываться определенное представление о жизни, о быте, о занятиях древних москвичей.
Воспитатель:
“Оказывается, в древней Москве не было ни электричества, ни парового отопления. Печь топили по-черному, дом освещали деревянными палочками, т.е. лучинами. Поэтому и случались частые пожары. Жили в древней Москве очень просто. В домах – единственная лавочка, бревенчатый стол, за которым усаживалась вся многочисленная семья. Одевались также просто. Одежда была длинная, широкая, и чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче. Древние москвичи даже пищу употребляли самую обычную, простую. Они варили кашу из гречихи, овса, ячменя; в огородах росли морковь, репа, свекла, капуста, огурцы. Из коровьего молока делали творог, сметану, масло. Собирали ягоды и грибы. В реках ловили рыбу. Пили квас и мед ”.
Воспитатель предлагает детям снова посмотреть иллюстрационный материал и ответить, какие же люди жили в древней Москве.
Дети:
“В древней Москве жили достойные люди, которые любили свой город”.
Воспитатель:
“Конечно, ребята, вы правы! Действительно в древней Москве жили достойные люди, которые любили свой город, защищали его от врагов и застраивали его, ведь население постоянно увеличивалось.
И после очередного пожара, когда Москва сгорела дотла, ее жители приняли единственное правильное решение: Москве – быть! Но строить здания теперь нужно было не из дерева. Может вы, ребята, догадаетесь, из чего же нужно было строить, отстраивать Москву? ”
Дети:
“Наверное, из камня, так как он не горит”.
Воспитатель:
“Правильно. И начали возить из соседних городов белый камень и отстраивать Москву заново. Это был очень долгий и тяжелый труд. И длился он больше ста лет. Отцы строили, потом их сменяли сыновья, а заканчивали это огромное дело уже внуки. Была Москва деревянная, а стала каменной. Да не просто каменной, а белокаменной, потому что этим камнем был известняк, а он белого цвета. ”
Вместе с воспитателем дети рассматривают иллюстрацию по древней Москве “Кремль белокаменный”.
Воспитатель:
“Но не только огонь приносил беды москвичам. Как и у всей Руси, у Москвы были враги, и дольше всех терзали и грабили, мучили русских людей монголы-татары, которые еще и в плен их увозили. Казалось все – нет больше сил у москвичей, не смогут они подняться. Погибнет Русь! Не будет больше Москвы! Но Москва снова и снова вставала из пепла, возрождалась. Выстояла великая Русь! Выстояла Москва, и стала только краше и сильнее прежней. Только теперь научились москвичи делать кирпичи. И стал Кремль Московский, построенный русскими мастерами из красного кирпича, могучим и непобедимым. Таким он и сохранился до сегодняшних дней”.
Далее проводится физкультминутка
Воспитатель:
“ Вот так – от деревянной до кирпичной менялась наша столица. Дозорные стрельцы несли свою службу. Вместе со стенами поднялись и новые каменные башни. Теперь мы с вами знаем, как нелегко жилось москвичам, как защищали они свой город и много-много раз восстанавливали, поднимали его из пепла, не жаля своих сил и даже жизней. Почему они делали, как вы думаете? ”
После рассуждений детей воспитатель продолжает:
“ Они любили свою землю, свой город, людей, с которыми жили и это придавало им сил создавать город, который и сегодня необыкновенно красив. Красота и величавость Москвы воспета в стихах”.
Дети читают стихи
1-ый ребенок:
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!..
(Ф. Глинка)
2-ой ребенок:
Люблю Москву, люблю Москву За всё, что в жизни мне дала! Люблю Москву – мою Москву: Её высотки, купола… Её соборы и дворцы, Её театры и музеи, Весну, когда поют скворцы, В осеннем золоте аллеи. Я слушать день и ночь готов И в радости, и в грусти тоже Призывный звон колоколов, Что с каждым годом всё дороже! Москвы дыхание ловлю, Её я шум и шепот знаю Всем сердцем я Москву люблю, А, уезжая, я скучаю!
(Е. Яхницкая)
Воспитатель:
“ Ребята, Москву называют Златоглавой. А вы знаете, почему ее так называют? Еще в древней Москве в центре Кремля разместилась Соборная площадь, а вокруг нее храмы. О каких храмах вы знаете и можете рассказать? ”
После возможных ответов детей воспитатель продолжает свой рассказ:
“Во всех храмах обязательно были звонницы, на которых устанавливались колокола разных размеров. Несколько раз в день разливался колокольный звон по всей Москве, созывая людей в церкви и соборы. Колокольный звон – историческая достопримечательность Москвы и России”.
Далее звучит аудиозапись колокольного звона.
Воспитатель:
“Великолепным храмам, церквам, монастырям уже много лет. Ребята, только посмотрите на их купола. На что они похожи? ”
Дети:
“Они похожи на луковицу”.
Воспитатель:
“Вы правы, они похожи на луковицу по форме, покрыты золотом и стоят словно “сверкающие на солнце головы”. Вот и принято называть нашу столицу – Москва Златоглавая. Об этом и в песне поется ”.
Воспитатель вместе с детьми исполняют песню О. Газманова “Москва”:
Через войны, пожары, века Звон малиновый в небо летит. Слышен звон этот издалека, Это сердце России звенит. В ярком злате святых куполов Гордо множится солнечный лик. С возвращеньем двуглавых орлов. Продолжается русский язык. Москва – звонят колокола. Москва – златые купола. Москва – по золоту веков Проходит летопись времен.
Воспитатель:
“ О Москве златоглавой сложены пословицы и поговорки. К примеру: ”
- Москва – золотые маковки.
- Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
- Москва – что гранит, никому Москву не победить.
- Москва стоит на семи холмах, а человек на двух ногах.
- Славится Москва невестами, колоколами, да калачами.
- В Москве сорок сороков церквей.
- Видна из Кремля вся российская земля.
Воспитатель:
“ Вот так из маленького поселения превратилась Москва за долгие годы в прекрасный город – столицу России. Город строили, украшали, защищали многие поколения русских людей”.
Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперед, Но преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне!
Воспитатель:
“Ребята, нам пора возвращаться на волшебном ковре-самолете в современную Москву. Скажите, а где мы с вами побывали? ”
Дети:
“Мы побывали в древней Москве”.
Воспитатель:
“А что вы узнали о древней Москве, о людях, которые создали нашу столицу? ”
Дети:
“Тяжело строилась Москва, но она всегда “поднималась” и снова строилась народом, который очень любил свою землю”.
Воспитатель:
“Да, ребята. Москва заботливо создавалась веками трудом и талантом русского человека. И за это мы все выражаем огромную благодарность нашим предкам”.
|