Курлаева Елена Анатольевна
воспитатель МДОУ «Детский сад №23 с. Таврово Белгородского района Белгородской области»
«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть» (Януш Корчак).
Я — педагог, воспитатель, работаю в детском саду в небольшом селе. Совсем недавно пришла в эту профессию, работаю всего 1,5 года. По сути, за такой короткий период работы о каком же педагогическом секрете можно рассказать? Вот я и задумалась... У меня никогда не было мечты стать воспитателем, как у других, я пошла работать в садик совершенно случайно, предложили – согласилась попробовать, может, что и получится. Мои родители оба педагоги, отец хоть и был военнослужащим, но еще и преподавал, поэтому зная какой это тяжелый труд, они хотели, чтобы я реализовала себя в другой профессии. Но так получалось, что имея квалификацию экономиста, мне приходилось работать учителем в школе и педагогом-организатором, в конечном итоге получить педагогическое образование. Так сложилась судьба, что до прихода работать в садик, 7 лет я работала в банке. В 40 лет поменять профессию – это, наверное, не каждому под силу. Я попала в интересный мир, мир детства, где нужно было найти подход к каждому маленькому человечку, который смотрел на тебя своими чистыми открытыми глазами.
Раньше мне казалось, что я не очень люблю детей, именно чужих детей, мне не хотелось их брать на ручки, тискать, как делали другие. Но когда я попала в садик, все кардинально изменилось. Работать я начала подменным воспитателем во 2 младшей и средней группах. Через 5 месяцев меня поставили работать постоянно во 2 младшую группу. В этот период все еще продолжалась адаптация детей. Детки плакали по утрам, просились к маме, капризничали по различным поводам, но меня это нисколько не смущало и не пугало. Я старалась найти подход к каждому ребенку, опираясь на собственный опыт, так как у меня двое своих детей, сыну 18 лет, а дочери — 6. Мне показалось, что детей нужно просто любить и тогда все получится, но найти подход к каждому ребенку оказалось очень сложной задачей. Я советовалась с напарницей, другими воспитателями, молодыми и опытными, психологом, логопедом, читала литературу по психологии и педагогике. Что-то получалось, а что-то не очень. Постепенно я стала привыкать к детям, а они ко мне. Летом мне самой пришлось принимать в группу пятерых новых детей, в связи с тем, что напарница была в отпуске. Когда должен был прийти первый ребенок, я всю ночь прокручивала в голове, как его принять, как сделать так, чтобы его не отпугнуть. Вдруг я ему не понравлюсь, что-то сделаю не так? Как вести себя с родителями. Дети приходили по-очереди, и я делала все возможное, чтобы им здесь понравилось, чтобы они чувствовали себя комфортно в коллективе. Все получилось, детки адаптировались и привыкли, это были мои первые маленькие победы.
Я пыталась разобраться в том, как лучше вести себя с детьми и родителями, быть строгой или доброй, любить, или относиться «как к чужим», ведь это работа, в общем, с каждым днем вопросов становилось все больше и больше. Однажды вечером, готовясь к очередному занятию, просматривая интересную информацию, я встретила пост о пяти языках любви, которые сформулировал Гери Чепмен. Сначала я бегло прочитала информацию и просто сохранила ее у себя на страничке одной из социальных сетей. Целый день мне не давала покоя эта статья, как будто я упустила что-то важное. Придя домой, первым делом я стала внимательно перечитывать статью. Суть была в том, что все дети говорят на пяти языках любви, это – прикосновения, слова поощрения, время, подарки и помощь, а также у каждого человека есть сосуд любви и насколько он наполнен, настолько и гармоничны отношения. Я выяснила, что это книга и называлась она «Пять языков любви», написана была Гэри Чепменом, который является одним из самых известных американских консультантов по вопросам налаживания стабильных взаимоотношений в семьях. На самом деле книга о психологии семейной жизни, а вот 13 глава, которая называется «Дети и языки любви», посвящена как раз взаимоотношениям с детьми. Как верно автор определил, что важно не просто любить своего ребенка, нужно уметь говорить с ним на его языке. Для меня этот материал стал настоящей находкой и помог подобрать ключик к взаимопониманию с детьми в моей группе, а их у меня 25 человек, каждый со своим характером.
Как показала практика, действительно можно определить на каком из языков любви говорит ребенок, я стала более тщательно наблюдать за детьми. В моей группе есть ребенок, который не просто меня обнимает, когда прихожу на смену, а сносит с ног, старается постоянно взять за руку, погладить ее, его язык любви это — прикосновения. В каких-то ситуациях достаточно его погладить по голове, обнять и все сразу налаживается. Другой — постоянно задает вопросы, рассказывает истории, всячески старается обратить на себя внимание, его язык – время. В такой ситуации достаточно просто выслушать ребенка, самой задать ему пару вопросов и он будет просто счастлив. Третий — постоянно дарит мне печеньки, конфеты, свои рисунки и поделки, при этом светится от счастья, видимо подарки — его язык любви. Есть дети, которые говорят тебе комплименты, стараются подметить появление новые вещей в моем гардеробе, их язык – слова поощрения. Похвалишь такого малыша, и он готов свернуть горы. Также есть дети, которые во всем стараются мне помочь: накрыть на стол, застелить кровати, подготовиться к занятиям, полить цветы, одеть других детей, их язык любви это – помощь. Даешь им поручения и видишь, с каким удовольствием они это делают. Конечно, не все так однозначно, определил язык, и все получилось, это всего лишь один из хороших способов разобраться в отношениях с детьми, и очень важно делать все с любовью, я как никто другой могу понять это, вспоминая одну историю из моего детства.
Я особо не помню, как я ходила в детский садик, так какие-то отрывки, яркие моменты: как мы грызли морковку, мыли летом ноги на веранде... Но один из них, я запомнила на всю жизнь. Мне было 4 года, я ходила в детский сад в городе Ленинград (сейчас — Санкт-Петербург). Я очень скучала по маме и поэтому целый день ходила «хвостиком» за воспитателем, ни лица, ни имени ее я уже конечно не помню. Это продолжалось изо дня в день, воспитатель не обращал на меня внимания. В один прекрасный день, ей просто все это надоело, и она на время привязала мою ногу скакалкой к раскладушке, наверное, это было не долго, я не помню. Мне было горько и обидно, я никак не могла понять, в чем моя вина? Я помню только, что молча подошла к столу воспитателя, выдвинула тумбочку, достала оттуда молоток и ударила по огромному стеклу в оконном проеме. Стекло с грохотом посыпалось вниз... Знаю, что никто не пострадал, и меня не ругали. Больше я ничего не помню. На следующий день пришел мой папа, вставил стекло, и мы в этот детский сад больше не ходили. Возможно, мой язык любви был — время и, наверное, если бы воспитатель обратил на меня немного своего внимания, такого бы не произошло.
Сейчас, работая воспитателем, я как никто понимаю, что нужно любить детей! Любящий и ценящий детей педагог может дать много: свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь. Вот и я делюсь с детьми тем, что мне дорого, что меня тревожит, что обязательно пригодится моим воспитанникам в жизни.
К сожалению, все чаще встречаются дети, сосуд любви которых пуст. Воспитатель не может заменить родителей, но наша задача подсказать, направить, поговорить с родителями, чтобы не пропустить что-то важное. Своей любовью и добротой я должна зажечь в сердцах моих воспитанников огоньки счастья, добра и уверенности. Мне доверили хрупкие души и маленькие сердечки детей. Каждый ребёнок-это свой маленький и очень хрупкий мир, целостность которого я не имею права нарушать.
Поэтому, мне кажется, что мой педагогический секрет – это любовь к детям! Я считаю, любое дело, за которое ты берешься, нужно делать с любовью.
|