Выступление на тему: "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"
Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рада, что сегодня нам с вами представилась такая возможность: поговорить об актуальных проблемах преподавания курса ОРКСЭ. Конечно, проблемы есть у всех, а как иначе. Нет проблем у того, кто не работает, а у работающих их хоть отбавляй. Вот уже 2 год веду курс ОРКСЭ в 4 классе. В этом году и в 5 классе, 0,5 часа. Сначала на родительском собрании в 3 классе я детально знакомила родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. А затем в процессе своей работы решала проблемы, с которыми приходилось сталкиваться в процессе преподавания данного курса. Сегодня, пожалуй, как и тогда, главная задача учебно-воспитательного процесса была — согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников.
2 Я хотела бы затронуть тему: Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Ее трудно переоценить. На уроках школьникам задавались домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых должны были происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяли учителю определить, как усвоен пройденный материал, другая, имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.
В конце года предусмотрены несложные творческие работы, обобщающие пройденный за год материал и посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.
Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволяет, существенно расширить содержание курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. А также делает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.
Для того чтобы сделать более продуктивным взаимодействие семьи и школы, вовремя реагировать на тревоги и сомнения родителей, занятия должны быть открытыми для посещения родителями. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда двери перед семьёй закрыты педагогическими амбициями: мы специалисты, знаем, что делаем, а эти обеспокоенные родители только мешают процессу. В данном случае такая позиция становится невозможной. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников.
Советы родителям по воспитанию детей:
1.Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
2.Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
4.Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Материалы с сайта ОРКСЭ
Мониторинг результатов преподавания ОРКСЭ
|
|
|
|
Категории населения
|
положительно
|
отрицательно
|
Затруднились ответить
|
Родители
|
88,1%
|
2,6%
|
9,3%
|
Учителя
|
93.5%
|
1%
|
5,5%
|
Руководители школ
|
92,8%
|
4.5%
|
2,7%
|
Органы исполнител. власти
|
91%
|
4.5%
|
4,5%
|
Итак, уважаемы коллеги, педагоги, давайте привлекать родителей к сотрудничеству, совместными усилиями воспитывать доброту в детях.
|