Савина Татьяна Николаевна. Консультация для воспитателей «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Выполнила: Савина Татьяна Николаевна воспитатель д/c №246 Мбдоу црр г.Ульяновск

Цель исследования – изучить формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

В соответствии с данной темой были сформулированы следующие задачи исследования:

Задачи исследования

  • изучить понятие эмоциональной отзывчивости
  • проанализировать формы проявления эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
  • исследовать методы диагностики эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
  • рассмотреть формы, методы и средства формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
  • исследовать диагностику эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста
  • рассмотреть планирование работы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами игры
  • подготовить практическую реализацию системы работы по формированию эмоциональной отзывчивости у младших дошкольников средствами игры.

Объект и предмет исследования

 

Скачать конспект

Объект исследования – эмоциональная отзывчивость.

Предмет исследования – формы и методы формирования эмоциональной отзывчивости.

Актуальность исследования

В ФГОС ДОУ одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. В дошкольном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.

Актуальность исследования

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей дошкольников с нарушениями психоэмоционального развития. К симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Эмоциональная неустойчивость осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Актуальность исследования

Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека.

Эмоции помогают приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию с помощью игры, ребенок сможет регулировать свое поведение. Необходимо изучать и развивать эмоциональную сферу дошкольника.

Исследования

Исследованием по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста занимались зарубежные и отечественные педагоги, психологи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, С. Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский.

Особенности становления и выражения эмоций у детей дошкольного возраста изучал Л.С. Выготский. Он рассматривал игру дошкольника как средство развития эмоциональных процессов, как школу эмоций.

Исследования

Огромная роль в развитии эмоциональной отзывчивости и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности, считает педагог В.А. Сухомлинский Он отмечает, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Понятие эмоциональной отзывчивости

Отзывчивость можно характеризовать как проявление ребёнком умения замечать ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие, применять в этих ситуациях действенные способы, направленные на восстановление положительного состояния.

Развивать отзывчивость ребёнка можно с самого раннего возраста различными способами: приобщать к миру музыки, литературы, искусства или с помощью игровой деятельности.

диагностика

Проводилась диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста.

По диагностике эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста были выбраны две методики: методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке; беседа по теме «Что такое отзывчивость», составленная Е.Р. Соколовой.

методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

Отобранная методика направлена на выявления у детей понимание эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке.

Исследование проводится индивидуально с дошкольником. Последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети? Как они это делают (дружно, ссорятся,)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?

методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

В ходе исследования выяснилось, большинство детей испытывают затруднения в определении эмоциональное состояние взрослых и сверстников. Некоторые дети проявляют эмоциональное отношение к ситуациям изображённые на сюжетных картинках. Рассматривая сюжетные картинки, несколько детей проявляли интерес, стремление помочь другим людям.

Беседа составленная Е.Р. Соколовой

Проводилась беседа по теме «Что такое отзывчивость», по определённым вопросам. Цель беседы – установить степень сформированности у детей понятия об отзывчивости. Задавались вопросы детям такого характера: можно ли обижать животных; можно ли шуметь, когда другие люди отдыхают.

Беседа составленная Е.Р. Соколовой

Беседа составленная Е.Р. Соколовой

Беседа составленная Е.Р. Соколовой

В данном исследовании дети продемонстрировали средний уровень знаний понятий об отзывчивости. Некоторые дети могут сформулировать нравственные нормы, но не всегда понимают их смысл и не могут их объяснить. На предложенные ситуации несколько детей реагировало равнодушно, обосновать свои ответы дети затруднялись.

Результаты диагностики

Таким образом, беседа с детьми и предоставленные им ситуации свидетельствуют о том, что не все дети способны к отзывчивости, а также не все дети имеют точное понятие о чувствах человека.

Игра как средство формирования эмоциональной отзывчивости

На основании выявленных результатов по диагностике эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста, была разработана система игр по формированию эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста.

Игра обеспечивает усвоение нравственных отношений существующих в обществе. В игре реализуется потребность ребёнка в эмоциональном общении.

Игра как средство формирования эмоциональной отзывчивости

Основная задача данной работы является развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в игре.

Игры направлены на развитие способности к эмоциональному сопереживанию; развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; воспитание гуманного отношения к близким, сверстникам.

Практическая реализация

По данной работе по формированию эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста, были реализованы две игры на развитие эмпатии: «Кто лучше разбудит?», «Хоровод».

«Кто лучше разбудит»

Цель игры «Кто лучше разбудит» — создание условия обучения детей проявлению чуткости, отзывчивости друг к другу. Данная игра была нацелена на овладение навыками правильного и положительного отношения, к животным.

В этой игре стремились донести до детей понимание того, что нужно доброжелательно относиться к окружающим. При выполнении заданий заботились о том, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от совершенных действий.

«Кто лучше разбудит»

«Кто лучше разбудит»

«Хоровод»

Цель игры «Хоровод»: создание условий для обучения детей проявлению чуткости, отзывчивости. В данной игре дети получают опыт поддержки со стороны близких и сверстников, что они помогут ребёнку и поддержат его.

Дети стремились проявлять сочувствие и сопереживание всем тем, кто в этом нуждается. Игра вызвала у детей большой интерес. Дети с любопытством наблюдали за тем ребёнком, который изображал обиженного животного.

Вывод

В процессе данных игр у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Игры были нацелены на развитие эмпатии у детей младших дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих. Необходимо научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций.

Спасибо за внимание.

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение педагогов




Другие новости по теме:

  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Пирогова Ирина Джемильевна. Формирование эмоциональной отзывчивости при слушании музыки с детьми раннего возраста
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Шестакова Юлия Ивановна. Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Методическое пособие по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Кто что ест»
  • Бурова Елена Сергеевна. Развитие эмоциональной устойчивости дошкольного возраста в подвижных играх
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Хасанова Луиза Ахуновна. Развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыкальных игр
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь