Жанна Канануха. Использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога

Использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектологаИспользование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога
«Здоровье – это не всё,
но без здоровья всё – ничто»
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нарушено  большинство компонентов  моторного и речевого развития. В нашей коррекционно-образовательной работе большое внимание, уделяется здоровьесберегающим технологиям.
Наша специфика работы здоровье сберегающих технологий предполагает учитывать  индивидуальные особенностей развития каждого ребёнка. Разработка индивидуального сопровождения с учётом его психофизических особенностей, что  позволяет эффективно решать проблемы развития детей, несмотря на разнообразие встречающихся нарушений.
Формами организации здоровьесберегающей работы являются:
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
двигательно-оздоровительные физкультминутки,
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные занятия на  прогулке,
физкультурные досуги,
спортивные праздники,
оздоровительные процедуры в водной среде
Современные  здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
3. Коррекционные технологии:
Важнейшим разделом  здоровья сбережения является профилактика и  формирование здорового образа жизни, начиная с раннего детского возраста.  Правильное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.  В нашем учреждении используются следующие современные
Здоровьесберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
· динамические паузы
· подвижные и спортивные игры
· релаксация
· пальчиковая гимнастика
· гимнастика для глаз
· дыхательная гимнастика
Динамические паузы являются частью занятия, служат для расслабления и переключения с одного вида деятельности на другой.
Релаксация – это умение расслабиться, она  помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия педагога и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока».
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии наших дошкольников с ОВЗ:
· способствует овладению навыками мелкой моторики;
· помогает развивать речь;
· повышает работоспособность головного мозга;
· развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
· развивает тактильную чувствительность;

· снимает тревожность.

Большое внимание уделяем и зрительной гимнастике, ведь зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка,  заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Зрительная гимнастика:

проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;

гимнастику  включаем в занятия и режимные моменты;

гимнастика проводится в течение  2-3 минут;

основной прием проведения  – наглядный показ действий педагога;

для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др.

демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

Гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. В комплексы включаем упражнения на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Упражнения проводим на 7-10- й минуте занятия.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Зрительная гимнастика  направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой  близорукости и дальнозоркости.  «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания. Профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости, которые часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

На ежедневных занятиях  дыхательным упражнениям уделяем  особое внимание.

Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
В совместной деятельности с дошкольниками с  ОВЗ соблюдаем  следующие требования:
- выполняем  упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводим  упражнения в хорошо проветриваемом помещении или при открытой форточке;
- занимаемся до еды;
- занимаемся в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозируем количество и темп проведения упражнений;
- вдыхаем  воздух через рот и нос, выдыхаем  - через рот;
- вдыхаем легко и коротко, а выдыхаем - длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягаем  мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.

Игры используемые  на развитие дыхания.
"Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".

"Паровоз" - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
"Покатай карандаш" - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
"Греем руки" - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

· Физкультурное занятие,

· коммуникативные игры

· самомассаж.

Так как у наших дошкольников нарушена эмоциональная сфера, проводим коммуникативные игры, которые способствуют созданию положительного  эмоционального  настроя детей. Вовлечение их в игровое общение со сверстниками, способствуют  сплочению детского коллектива и

формируют  положительное отношение к сверстникам.

Самомассаж - при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

поглаживание,

растирание,

лёгкое надавливание,

пощипывание,

похлопывание,

сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Подобранные упражнения комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей.

Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трёх типов упражнений:

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

Самомассаж лица направлен  на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка.

Важная функция сухого бассейна – это развитие опорно-двигательного аппарата ребенка. При активном движении укрепляются все группы мышц, участвующие в поддержке корпуса, формируется правильная осанка. Помимо этого, отрабатываются способы безопасного падения, тренируется функция равновесия. При «купании» в шариках происходит развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Шарики, несомненно, производят также и полезный для психического и физического самочувствия ребенка массажный эффект. Сухой бассейн способствует развитию мышления ребенка. Играя в бассейне, он учится запоминать и различать основные цвета и их оттенки, сопоставлять фактуры различных материалов, выделять предметы разной формы и размеров. Такой игровой комплекс хорошо помогает детям с отставанием в развитии компенсировать его.

Технологии музыкального воздействия - развивают  чувство ритма, музыкальный слух, способствуют положительному эмоциональному развитию.

Технология коррекции поведения.    Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Целью психогимнастики является снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.

Фонетическая и логопедическая ритмика включается в ежедневные режимные моменты
Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. На логоритмической разминке, с одной стороны, совершенствуется общая моторика, ориентация в пространстве, а с другой — происходит развитие дыхания, координации речи с движением.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания.

Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Только правильно организованное обучение

ведет за собой развитие

Л.С.Выгодский

Просмотров: 509
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Черняк Екатерина Евгеньевна. Презентация - Тема «Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство стимулирования и сохранения здоровья детей»
  • Надежда Чебиняева. Гимнастика после дневного сна- как одно из средств сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Ширыкалова Ирина Ивановна. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка. Консультация для родителей.
  • Столбова Алеся Анатольевна. Развитие познавательных процессов через использование технологии «Сказочные лабиринты игры»
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Мокрушенко Наталья Сергеевна Мордвинова Наталья Александровна Шеховцова Ольга Дмитриевна. Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика)
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Дмитриева Екатерина Владимировна. Развитие двигательной активности через здоровьесберегающие технологии детей раннего возраста
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь