Использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто» Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нарушено большинство компонентов моторного и речевого развития. В нашей коррекционно-образовательной работе большое внимание, уделяется здоровьесберегающим технологиям. Наша специфика работы здоровье сберегающих технологий предполагает учитывать индивидуальные особенностей развития каждого ребёнка. Разработка индивидуального сопровождения с учётом его психофизических особенностей, что позволяет эффективно решать проблемы развития детей, несмотря на разнообразие встречающихся нарушений. Формами организации здоровьесберегающей работы являются:
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая) физкультурные занятия самостоятельная деятельность детей подвижные игры двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами физкультурные занятия на прогулке, физкультурные досуги, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде Современные здоровьесберегающие технологии: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: 3. Коррекционные технологии: Важнейшим разделом здоровья сбережения является профилактика и формирование здорового образа жизни, начиная с раннего детского возраста. Правильное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В нашем учреждении используются следующие современные Здоровьесберегающие технологии: Технологии сохранения и стимулирования здоровья: · динамические паузы · подвижные и спортивные игры · релаксация · пальчиковая гимнастика · гимнастика для глаз · дыхательная гимнастика Динамические паузы являются частью занятия, служат для расслабления и переключения с одного вида деятельности на другой. Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия педагога и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока». Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии наших дошкольников с ОВЗ: · способствует овладению навыками мелкой моторики; · помогает развивать речь; · повышает работоспособность головного мозга; · развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; · развивает тактильную чувствительность;
· снимает тревожность.
Большое внимание уделяем и зрительной гимнастике, ведь зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка, заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
Зрительная гимнастика:
проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;
благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;
гимнастику включаем в занятия и режимные моменты;
гимнастика проводится в течение 2-3 минут;
основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;
для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др.
демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;
Гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. В комплексы включаем упражнения на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Упражнения проводим на 7-10- й минуте занятия.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания. Профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости, которые часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
На ежедневных занятиях дыхательным упражнениям уделяем особое внимание.
Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. В совместной деятельности с дошкольниками с ОВЗ соблюдаем следующие требования: - выполняем упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей; - проводим упражнения в хорошо проветриваемом помещении или при открытой форточке; - занимаемся до еды; - занимаемся в свободной, не стесняющей движения одежде; - дозируем количество и темп проведения упражнений; - вдыхаем воздух через рот и нос, выдыхаем - через рот; - вдыхаем легко и коротко, а выдыхаем - длительно и экономно; - в процессе речевого дыхания не напрягаем мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.
Игры используемые на развитие дыхания. "Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".
"Паровоз" - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. "Покатай карандаш" - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. "Греем руки" - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
· Физкультурное занятие,
· коммуникативные игры
· самомассаж.
Так как у наших дошкольников нарушена эмоциональная сфера, проводим коммуникативные игры, которые способствуют созданию положительного эмоционального настроя детей. Вовлечение их в игровое общение со сверстниками, способствуют сплочению детского коллектива и
формируют положительное отношение к сверстникам.
Самомассаж - при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
поглаживание,
растирание,
лёгкое надавливание,
пощипывание,
похлопывание,
сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Подобранные упражнения комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей.
Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трёх типов упражнений:
1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка.
Важная функция сухого бассейна – это развитие опорно-двигательного аппарата ребенка. При активном движении укрепляются все группы мышц, участвующие в поддержке корпуса, формируется правильная осанка. Помимо этого, отрабатываются способы безопасного падения, тренируется функция равновесия. При «купании» в шариках происходит развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Шарики, несомненно, производят также и полезный для психического и физического самочувствия ребенка массажный эффект. Сухой бассейн способствует развитию мышления ребенка. Играя в бассейне, он учится запоминать и различать основные цвета и их оттенки, сопоставлять фактуры различных материалов, выделять предметы разной формы и размеров. Такой игровой комплекс хорошо помогает детям с отставанием в развитии компенсировать его.
Технологии музыкального воздействия - развивают чувство ритма, музыкальный слух, способствуют положительному эмоциональному развитию.
Технология коррекции поведения. Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Целью психогимнастики является снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.
Фонетическая и логопедическая ритмика включается в ежедневные режимные моменты Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. На логоритмической разминке, с одной стороны, совершенствуется общая моторика, ориентация в пространстве, а с другой — происходит развитие дыхания, координации речи с движением.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания.
Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Только правильно организованное обучение
ведет за собой развитие
Л.С.Выгодский
|