Лымарь Светлана Михайловна. ОД по духовно-нравственному воспитанию «Храм — дом Божий»

ОД по духовно-нравственному воспитанию «Храм — дом Божий»

Нижегородская область г.Кстово МБДОУ д/с №22 «Сказка»

Пояснительная записка.

Цель: Знакомить детей с православным Храмом его значением в жизни православных христиан; православными традициями; обогащать словарный запас детей понятиями духовно- нравственной культуры.

Программные задачи:

 

Скачать конспект

Образовательные:

  • Дать представление о храме как о Божьем доме.
  • Закреплять умение внимательно слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
  • Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием.

Развивающее:

  • Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
  • Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).
  • Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к своему краю, к семье, к церкви
  • Воспитывать старательность, усидчивость.

Аудитория Дети 5-6 лет

Актуальность

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.. Детство всегда с надеждой обращено в будущие, как бы ни было беспощадно настоящие. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведенья? От этого зависит наш завтрашний день. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Именно первые шаги воспитания дошкольников- это радость приобщения к Православным традициям нашего народа. Необходимо пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным, учиться, творить, трудиться, любить, прощать, оберегать красоту, уйти от зла, не оглядываясь на других.

-Данный конспект организованной образовательной деятельности был составлен и проводился в рамках непосредственно – образовательной деятельности «Познание» в старшей группе детского сада №22 «Сказка» г. Кстово

-Содержания ОД направлено на формирования общей культуры: духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на развитие творческих способностей. Обеспечивает формирование личностного отношения к окружающему, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

-Непосредственно образовательная деятельность проводится в форме диалога. В ОД используются игровая, коммуникативная, познавательная и художественно – эстетическая деятельность.

-В результате проведения ОД у воспитанников сформируются следующие представления:

узнают о Храме, о его строении, о поведении в Святом месте

приобщатся к традициям православной культуры

положительное отношение к духовно – православным ценностям

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

3. Схема конспекта ОД

Занятия-диалоги + творческая мастерская

4. Дидактическое обеспечение

Технологии и методики: игровая технология, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология интегрированного занятия, технология коллективного способа обучения;

методика эстетического, нравственного воспитания и методика стимулирования навыков художественного творчества,

Дидактическое оснащение и оборудование: Картина с изображением храма, комплект иллюстраций, рисунки детей с родителями на тему «Храм – дом Божий», панно «Добрый мир», картина пасхальных яиц, индивидуальный раздаточный материал, презентации «Церкви кстовского района», «Устройство Храма», экран телевизора, ноутбук, вареные яйца, кусочки ткани.

5. Мотивационно- ориентировочная часть

игровая, познавательная

6. Организация детской деятельности

Способы организации детской деятельности- фронтальный.

Описание методов и приемов педагогической деятельности.

беседа с детьми, чтение стихотворений, использование ИКТ, декор яиц под музыкальное сопровождение, помощь, поощрения,

Предварительная работа: ситуативные беседы о значение храма в жизни людей. Проведение конкурса рисунков среди родителей на тему «Храм – дом Божий».

словесные: приветствие детей, рассказ, объяснение, постановка поисковых вопросов к детям, положительный анализ деятельности детей, выразительное чтение, рассказы детей о своих впечатлениях

Наглядный: показ иллюстраций, просмотр презентации, видеоролик «Пасхальная Молебен».

Практические: физкультминутка, пальчиковая гимнастика, изготовление пасхальных яиц.

Описание средств педагогической деятельности: методы и приемы, организационные формы воспитания и обучения, наглядные пособия, технические средства обучения.

Методы мотивации познавательной активности воспитанников в ходе деятельности: поощрение, эмоциональное воздействие, познавательные игры, проблемная ситуация, выполнение творческого задания, создание ситуации успеха, мультимедийная презентация.

7. Рефлексивно-оценочная часть

  • Получение конкретного результата, подведение итогов:

В результате проведенного занятия, дети задумались о себе, стали немного добрее, терпимее, научились прощать и просить прощения, стали более внимательны к свои родным людям и ко всем окружающим.

Анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы:

Предварительная работа была проведена в полном объеме:

а) рассматривали тематические книжные иллюстрации, репродукции;

б) конкурс рисунков детей с родителями на тему «Храм – дом Божий»

д) чтение детской библии;

Задачи полностью реализованы.

Самоанализ детьми своей работы: в ходе проведённого занятия дошкольники проявили организованность, активность, заинтересованность; показали высокий уровень усвоения знаний и умений, а так же умение творчески применять полученные знания и умения.

Рефлексивный момент:

Чтобы никогда не забывать замечательные и полезные качества раскаяния и прощения дошкольникам предлагается запомнить и пользоваться «правилами поведения в Храме».

Получение результата- обобщение знания детей о Храме, декорированные пасхальные яйца

8. Список рекомендуемой литературы:

  1. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. — М. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
  2. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. — М. “Дошкольное воспитание”, 2004 г. (5).
  3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. М., 2011. ованной литературы.

«Храм — дом Божий»

Под церковное песнопение (запись) входят дети. Колокольный перезвон.

Ход занятия.

Звучит музыка (№26 музык. комплект «Доброго Мира» Чудесная песенка. Муз. Ю. Пастернак дети проходят в зал.)

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я всех Вас приглашаю на праздник, который посвящен дому, в котором живет тот Кто сотворил наш красивый добрый мир».

«Посмотрите, дети, как прекрасна наша Земля, а всегда ли она была такой?»

Дети: «Нет, в далекие времена земля была пустой и тёмной».

Все вместе: Сотворил Господь наш бог!

Ребята, а как вы думаете где живет Господь Бог? В церкви, Храме. А так же в наших с вами сердцах.

Беседа с детьми о значении Храма

Воспитатель:

В этом мире нам хорошо, до тех пор, пока у нас в душе спокойно. Если нам очень трудно, очень больно, что же нам делать, куда нам идти…

Воспитатель. Я думаю, вы сможете ответить сами, прослушав загадку.

Этот дом — не просто дом: Он красивый и с крестом.

Золотые купола, Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом Ходят в трепете святом.

По утрам и вечерам. Это православный (Храм).

Храм — место особого Божиего присутствия, место, куда люди идут помолиться вместе, причаститься Святых Христовых Тайн, пообщаться с Богом.

Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется…»

Воспитатель.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл.

Ребята, а вы видели церковь? Ответы детей.

А кстовском районе, где мы с вами живем очень много церквей. Сейчас мы отправимся в виртуальную экскурсию по православный храмам нашей местности. (показ презентации) Кан Казанская Божья Матерь В.Враг

Казанская Божья Матерь Слободское

Казанская Икона Вязовка

Троицкая церковь Шелокша

Храм Николая Чудотворца д. Большая Ельня

Храм каменный, трехпрестольный был построен в 1798 году. Главный Престол храма — в честь Святителя Николая Чудотворца Мирликийского (19 декабря), приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского (8 ноября) и Пророка Божия Илии (2 августа).

Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Село Безводное Кстовского района Нижегородской области.

Храм был построен в 1894 году. После революции в 1934 году его закрыли. Храм был раззорён, колокола сняты, купола разрушены. Храм переоборудовали под зернохранилище. В 1989 году начались восстановительные работы. Богослужения возобновились с 1991 года. Храм каменный с позолоченными куполами. Имеет три престола: центральный — в честь Пресвятой Троицы, престол в честь Покрова Божией Матери и престол в честь святого Николая Чудотворца.

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест)

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

(Презентация из чего состоит храм)

На этой экскурсии вы узнаете о устроении нашего храма.

А сейчас мы с вами, как строители построим новый храм.

Физкультминутка.

Тук-тук молотком тут и там Дети имитируют стук молотка.

Дети строят новый храм

Молоточком по гвоздикам застучали, Повернулись вправо — влево

И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо – Руки вверх – вниз Получилось хорошо.

Вот идет маляр с ведром Имитация ходьбы

Он покрасит новый храм. «Красят» плавные движения руками вправо-влево

Итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».

Чтение воспитателем «Как вести себя в храме».

Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор,

Злые мысли отгони: Не нужны тебе они.

Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай, Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом Осени себя крестом.

Богомыслие храни, Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам — Неполезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти.

Продуктивная деятельность. Работа с раскраской.

Сейчас я предлагаю вам занять места за столами.

Ребята, а знаете ли вы какой праздник будет в воскресенье? правильно Пасха. Неделя перед Пасхой называется светлой Пасхальной Седмицей, она сейчас идет. Сегодня у нас четверг- чистый четверг, в этот день начинают красить яйца к Пасхе. Вот и мы с вами сейчас сделаем яйца пасхальными. Пододвиньте к себе яйца, кусочки ткани, возьмите в руки ножницы, отрезайте нужный кусочек ткани и приклеивайте к яйцу.

Во время работы звучит музыка (церковное песнопение)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. Каждый вложил в свою работу частичку своей души. Ребята, а с каким настроением вы раскрашивали яйца?

Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.)

Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие дизайнеры и мастера.

Яйца, раскрашенные вами, вы возьмите домой. А вечером, в светлую субботу, вы всей семьей, нарядно одетые с яйцами и куличами пойдете в церковь на праздничную службу. Там освящаются пасхальные явства. После чего дома вы их скушаете.

Итог.

Воспитатель:

Добрые дела, большие и малые, совершенные не по работе, а по велению сердца – сближают нас, возвращают к всечеловеческому единству, позволяют почувствовать себя нужным и полезным. Делайте добрые дела, творите добро – и оно обязательно вернется к вам добром! — Спасибо ребятам за ваше старание!

Список рекомендуемой литературы:

  1. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. — М. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
  2. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. — М. “Дошкольное воспитание”, 2004 г. (5).
  3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. М., 2011. ованной литературы.
Просмотров: 408
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Инна Андрющенко. Тематическая разработка занятия в ДОУ «Как хорошо в твоем храме, Владычица!»
  • Лариса Буланова. Программа по духовно-нравственному воспитанию 'Дом, в котором я живу' для детей 3-7 лет
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сеничкина Дарья Андреевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Обломова Наталья Ивановна Эрдниева Байрта Анатольевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Михайлова Ольга Олеговна. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности»
  • Даньшина Дарья Константиновна. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
  • Богданова Надежда Борисовна. Духовно-нравственное воспитание дошкольников 7-го года жизни средствами музейной педагогики.
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Парамонова Елена Валерьевна. Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Евдакова Таисия. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Саура Любовь Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире
  • Крылова Светлана Анатольевна. Опыт работы по теме: «Духовно - нравственное воспитание дошкольников».
  • Мальцева Галина Рудольфовна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шумеева Наталья Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Улядарова Ольга Станиславовна, Магомедова Айханум Ахмедовна. Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста (в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»).
  • Козлова Татьяна Александровна. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Тимченко Людмила Васильевна. Фольклор, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Домрачева Людмила Викторовна. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Богдашкина Гулия Нуримановна. Консультация для родителей 'Духовно-нравственное воспитание дошкольников'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь