ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
На современном этапе происходит возрождение национальной культуры, все больше исследуется вопрос применения народного опыта в воспитании молодого поколения. У разных народов мира в практике воспитания детей встречаются национальные игры с пальчиками, сопровождающиеся забавными стихотворными формами. В дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях на занятиях и уроках педагоги внедряют в свою работу пальчиковые упражнения разных народов мира, которые имеют огромную ценность в развитии детей.
Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» [14], «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев» [13].
Скачать конспект
Еще в античные времена считали, что «рука – это инструмент всех инструментов», писал в частности Аристотель. Позднее в трудах И. Канта указывалось, что «рука – это своего рода внешний мозг, это вышедший наружу мозг человека», а Ж-Ж. Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так писал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук» [14].
Современные исследователи также высказываются в пользу данных игр, в частности Е. Ф. Черенкова отмечает, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Изучая историографию данного вопроса Е. Ф. Черенкова обнаружила, что у самых разных народов мира пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку».
Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Издатели публикуют множество пособий, содержащих игры с пальчиками, для игры в которые не требуется ничего, кроме как желания. В популярных, специализированных, научных журналах все чаще появляются статьи говорящие об их пользе, печатаются сами игры такие простые и незатейливые, но, как известно все гениальное – просто.
В литературе можно найти множество подходов к классификации данных игр. Например, Е. Леонова и Е. Тетенькина пальчиковую гимнастику делят на:
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- упражнения за столом;
- пальчиковые игры;
- упражнения для активации работы мышц глаза.
Л. Гринева предлагает использовать следующие игры, сопровождающиеся стихами:
- игры со счетными палочками, развивающие внимание, воображение, знакомящие с геометрическими фигурами и понятием симметрии;
- выкладывание букв из различных материалов (мозаика, семена, орехи, пуговицы, веточки и др.);
- игры с пластилином;
- игры с бумагой,
- игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами.
С. Прищепа, В. Попкова, Т. Коняхина используют в работе с детьми следующие виды игр:
- игры-манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»);
- сюжетные пальчиковые упражнения («Распускается цветок»);
- пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (с произношением звуков);
- пальчиковые кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга», разработанные Г.и И.Деннисонами. С помощью них компенсируется работа левого полушария, их выполнение требует от ребенка внимательности, сосредоточенности («Ухо-нос», «Колечко»);
- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Моем руки под струей горячей воды»);
- театр в руке («Сказка»- дети обыгрывают персонаж сказки).
Использовать их можно в течение дня многократно:
- утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально;
- во время утренней гимнастики;
- на физкультминутках;
- на физкультурных занятиях (в начале комплекса общеразвивающих упражнений; в заключительной части – самомассаж кисти и с помощью массажных мячей);
- перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу;
- на прогулке в теплое время года;
- в зачине подвижных игр или в ходе игры;
- на досугах, праздниках, развлечениях.
Пальчиковые игры, проводимые ежедневно приводят к оптимальному наилучшему результату и к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем, развитию всех психических процессов, включая внимание и коммуникативные способности (в играх в парах «мальчик и девочка»).
Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое, «рассудочное», обрабатывающее информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически), которому свойственен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему) у левшей, т.к. у них преобладает правое полушарие (невербальное, образное), которому свойственен в отличие от левого полушария синтетический подход по принципу дедукции. Поэтому в 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля асимметрии, чтобы обеспечить ребенку успешность работы головного мозга, согласованности в работе обоих полушарий с помощью игр с пальчиками, подчеркивает Г. Логачева [6].
М. С. Рузина, занимавшаяся подбором и разработкой пальчиковых игр, отмечает ряд их преимуществ, позволяющих:
- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу;
- развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявления творческих способностей;
- играя освоить начала геометрии (оригами);
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвращает возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Развитию внимания способствуют также пальчиковые зарядки для ног. «Мелкая моторика пальцев ноги оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга» [1]. Эти упражнения привносят эффект новизны, а все новое привлекает детей, они полезны особенно гиперактивным детям (рисование при помощи ног).
И. Малюкова рекомендует использовать пальчиковые игры как элемент игрового самомассажа, так как массаж является мощным биологическим стимулятором, воздействующим на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности работоспособность мышц массируемой кисти руки, а так же на пластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов [7].
Е. Н. Рыжакова, В. А. Ракитина рекомендуют использовать пальчиковую гимнастику в изучении детьми азбуки, так как они способствуют закреплению зрительно-пространственных образов букв, развитию психических функций необходимых для изучения школьной программы:
- внимания, памяти мышления;
- зрительно-пространственного восприятия и представления;
- мелкой моторики;
- речи;
- конструктивного праксиса.
Упражнения побуждают детей к творчеству, активизируют работу головного мозга, повышают мышечный тонус. Пальчиковая азбука одно из средств профилактики дислексии и дисграфии [13].
Для раскрытия творческого потенциала ребенка игры с пальчиками можно использовать, комбинируя с музыкальной и театральной деятельностью на занятиях [2]. А Г. Соколова отмечает целесообразность использования с детьми такого рода игр на занятиях оригами [9].
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игротренинги, которые сначала используют самостоятельно, а затем включают в пальчиковые развлечения. Их содержание может отражать лексические темы для изучения в логопедических группах, пальчиковые игротренинги на бумаге, где дети рисуют пальчиками, косточками, камешками, веревочками [4].
И. Галянт и М. Галянт считают, что с детьми необходимо использовать и упражнения, которыми руки изображают конкретные предметы, это в свою очередь способствует развитию мышления, внимания [3]
Приведем примеры народных пальчиковых игр: русские народные пальчиковые игры «Кисель», «Маша-хозяйка», вепская народная «Колечки», белорусская «Козел».
Кисель
Бабушка кисель варила
На горушечке, (Правая рука "помешивает кисель". Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом)
Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга)
Через бабушкин порог. (Скрещенные ладони помахивают, как крылья)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке (Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Руки разводятся в стороны.
Руки снова показывают горшок-черепушечку)
В черепушечке (Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку)
У старушечки
На горушечке. (Руки вновь по горку)
Бабка плачет: "Ай-ай-ай1" (Руки "утирают")
Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки "грозит")
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Во-о-от столько! (Правая рука снова помешивает "кисель"
Руки расходятся широко в стороны)
Маша-хозяйка
Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем в избе работу
Нынче задала: (Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху)
Плошечку собачка
Моет языком, (Большой палец правой руки оттопырен - "ухо", указательный согнут, остальные выпрямлены. "Собачка" наклоняется к "плошке" - округленной левой ладони, "моет ее" (движения мизинца в сторону и обратно).
Мышка подбирает
Крошки под столом.(Согнутые мизинец и указательный палец правой руки- "ушки", сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой -"мордочка". "Мышка" пощипывает выпрямленную левую ладонь )
Кошка под окошком (Пальцы правой руки собраны , как при фигуре "мышка", но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округены)
Когтями скребет, (Пальцы правой руки скребут ладонь левой)
Курочка в сережках
Вымела избушку,
Избушку метет.
Потрусила голичок.
Лег голичок
Под порог на бочок. (Правая ладонь "подметает" выпрямленную левую. Энергичное встряхивание пальцев правой руки. Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука.)
Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок - забытое название веника, а потрусить - значит вытрясти, встряхнуть.
При повторении игры руки меняются ролями.
Колечки
Дети 6-7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: "Без среднего! - и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: "Без мизинца!" и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
Вариант третий. Развлечение подростков: самый сложный вариант игры - обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен и старшим дошкольникам. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец.
В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем движения в противоположном направлении.
Козел
Вышел козел
Из новых сеней. (Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется всю игру.)
Нагнул шею:
"Дай хлеба скорее!" (Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье.)
Выставить "рога"
"Дай пирожок! (Правая рука сжата в кулак, средний палец вы прямлен.)
Протянул копытце:
"Дай воды напиться!" (Правая рука складывается "лодочкой")
Во время игры в такт словам обе руки двигаются взад-вперед, "бодая" воздух. При повторении игры руки меняются ролями.
Целесообразность использования пальчиковой гимнастики с детьми дошкольного возраста показали результаты эксперимента, проведенного в одном из МДОУ г. Новочебоксарск Чувашской Республики. Вначале детей продиагностировали на уровень развития свойства распределения внимания, затем была выстроена система работы, намечен план. В течение двух месяцев с детьми в занимательной форме регулярно проводились пальчиковые игры, упражнения, физкультминутки. Затем дети снова были продиагностированы и в ходе анализа полученных данных, подтвердилась гипотеза о том, что процесс развития внимания средствами пальчиковой гимнастики является эффективным методом развития внимания при соблюдении системности ее проведения на занятиях и в свободное от занятий время.
Таким образом, опираясь на опыт народов, выдающихся педагогов, мыслителей, философов, можно сделать вывод о том, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей дошкольного возраста различных способностей (математических, творческих, музыкальных и др.). Такие игры не требуют много времени, материальных затрат, в них можно играть где угодно и когда угодно.
Литература
- Александровская М. Пальчиковая зарядка для ног // Обруч.-1998. - №5. -С.32.
- Бодраченко И. Ребенок, музыка, театр // Обруч. – 2006. - №3 – С.18-20.
- Галянт И., Галянт М. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С. 50-53.
- Ерошина С.Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. – 2007. - №4 – С.81.
- Леонова Е., Тетенькина Е. Поможем себе! // Дошкольное воспитание. - 2004. - №3.
- Логачева Г. Левша // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. - С.72.
- Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 79-82.
- Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // Дошкольное воспитание. – 2008. - №7. – С. 67-70.
- Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков: пальчиковая игра с использованием элементов оригами // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.
- Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей пяти-семи лет // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С.28.
- Прищепа С., Попкова П., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005.- №1 .- С.60.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. - СПб.: КРИСТАЛЛ-2002.
- Рыжакова Е.Н., Ракитина В.А. Пальцы развиваем, буквы составляем. // Логопед. – 2007. - №2. – С.68-74.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры.- М.: ДОМ 21век, 2007.
|