Слайд 2
Цель:
Создать у детей представления о многообразии существующих видов народных промыслов на территории России.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «ремесло», «промысел».
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес и любовь к Родине, ее истории и культуре.
- воспитывать чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев
- развивать кругозор
Слайд 3
Скачать презентацию
Народные промыслы России — огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений.
Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.
Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел». Что же мы имеем в виду, говоря «промысел»? Откуда пошло это название «промыслы»?
Слайд 4
Историческая справка: Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись.
Богата земля российская разнообразными народными промыслами.
Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы — он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо — все становилось предметом творчества. «Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти — платки, из льна — полотна и кружева. Все делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.
Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».
Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.
Слайд 5
Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изделиями «под Гжель».
Слайд 6
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в середине XVIII в. на Урале. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Слайд 7
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Слайд 8
Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Слайд 9
Хохлома представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Слайд 10
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 11
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
Слайд 12
Используемые материалы:
1. Смолицкий Б.Г., Скавронская Т.Н. Художественные промыслы России. – М.: 1999г.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
|