Воспитатель ГБОУ Школа № 460 ДГ-4 г. Москва Салова Мария Кузьминична
Уважаемые коллеги.
Я с огромной теплотой вспоминаю свое детство, когда мы собирались во дворе или гуляли на площадке детского сада и играли в русские народные или дворовые игры, которые были рассчитаны непременно на большую группу детей.
Став педагогом дошкольного образования, я не могу высоко не оценивать важность этих игр для развития детей. Ведь детские дворовые игры – не просто развлечение, они способны воспитать в ребенке массу важных качеств, таких как, умение работать в команде, умение следовать правилам, а значит владеть навыками саморегуляции. Проявлять ловкость, силу, быстроту, выносливость, обладать коммуникативными и речевыми навыками. От развития этих качеств напрямую зависит социализация ребенка в детском коллективе и в обществе в целом. Поэтому я часто использую эти игры в своей повседневной работе с дошкольниками.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, образовательная область социально-коммуникативное развитие направлена на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
- Становление самостоятельности, целенаправленности и регуляции собственных действий
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу
Реализовать данные задачи возможно в разных видах детской деятельности, но наиболее полную и широкую реализацию они получают в игре как ведущем виде деятельности ребенка дошкольного возраста.
Ведь именно в игре, ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Дворовые игры занимают особенное место в мире детских игр. Воспитательное значение дворовых народных игр огромно. Константин Дмитриевич Ушинский придавал огромное воспитательно-образовательное значение играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
К.Д. Ушинский считал: «Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».
Он рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры: «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики», — писал он.
Позже выдающийся ученый, педагог Егор Арсеньевич Покровский подчеркивал: «Именно детские игры представляют собой важнейшее воспитательное средство, связанное с духом народа. Игры обогащают человека духовно: они вызывают интерес, чувство удовольствия, радости, положительные эмоции».
Далее я бы хотела познакомить вас с народными играми, которые вы можете использовать в своей работе с детьми, с целью приобщения ребят к русской культуре и развития у них ряда важных психических качеств.
Русская народная игра «Бабушка Маланья».
Цель: развивать эмоциональную сферу детей, внимание и координацию движений.
Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова Движения:
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.). Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать.
Игра «Молчанка»
Цель: развитие навыков саморегуляции.
Перед началом игры все играющие произносят певалку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
Игра «Клубочек»
Цель: формирование положительного микроклимата в группе, развитие внимания, мышления, навыков самоконтроля.
Считалкой выбирают водящего – «бабку», которая становится спиной к детям, на расстоянии 2-3 метров. Все остальные дети становятся в круг и крепко держатся за руки. Их задача – запутать «нитку» так, чтобы «бабке» было трудно их распутать. Можно пролезать под рукой, перешагивать через сцепленные руки и т.д. Как только «нитка» запутается, дети кричат: «Бабка, бабка, распутай нитки!» После этих слов «бабка» поворачивается лицом к детям, идет к ним и распутывает «нитки».
Правило: детям, стоящим в кругу, нельзя расцеплять руки, пока «бабка» не
распутает все «нитки».
Игра «Колечко».
Цель: развитие внимания, наблюдательности, эмпатии, навыков социально-коммуникативного взаимодействия.
Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая:
Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю
- и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:
Колечко-колечко, выйди на крылечко!
- и "отмеченный" игрок должен вскочить с лавочки и выбежать.
При этом задача остальных игроков — удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.
Вместо колечка можно использовать любой мелкий предмет — главное, чтобы его легко можно было спрятать в ладошках и передать игроку.
Игра «Я садовником родился…»
Цель:
- для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) развитие представлений о предметном мире и профессиях,
- для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) данная игра является просто веселым развлечением.
Игра тем интереснее, чем больше детей принимают в ней участие. Никаких приспособлений игра не требует. Играть в нее можно и в помещении и на открытом воздухе.
Перед началом игры по договоренности или с помощью считалки определяется ведущий. Он сообщает другим игрокам, кто он по профессии. В классическом варианте он говорит, что он садовник. Остальные игроки становятся цветами. Они садятся в круг и каждый придумывает про себя, какой он цветок.
Затем ведущий говорит:
«Я садовником родился.
Не на шутку рассердился!
Все цветы мне надоели, кроме…». Дальше он произносит название цветка. Если среди присутствующих есть тот, кто загадал именно этот цветок, он должен сказать:
«Ой!»
Ведущий его спрашивает:
«Что с тобой?»
Игрок:
«Я влюбился!»
Ведущий:
«В кого?»
Игрок называет другой цветок. Если среди присутствующий есть такой цветок, то диалог продолжается также как с садовником, только теперь вопросы задает первый цветок.
Если садовник или влюбленный называет цветок, которого нет среди присутствующих, то он либо продолжает водить, и начинает все сначала, либо становится ведущим. При смене ведущего может поменяться тема. Ведущий может быть не только садовником, но и огородником, доктором, строителем, директором школы, модельером одежды, художником и так далее. В соответствии с профессией ведущего меняются и роли игроков. При смене ведущего для честности игроки должны сказать, кем они были.
Игра «Фанты»
Цель: развитие внимания, памяти, речи.
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
"Да" и "Нет" не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
Ведущий ведёт примерно такой разговор:
- Что продаётся в булочной?
- Хлеб.
- Какой?
- Мягкий.
- А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?
- Всякий.
- Из какой муки пекут булки?
- Из пшеничной. И т.д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Это лишь некоторые из игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. В них радость общения согласовывается с духовным обогащением детей. У ребят формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
|