Воспитатели МБДОУ ДС № 26 «Солнышко» Литвинович Ольга Викторовна, Кальчик Лариса Александровна, г. Старый Оскол.
Одним из средств трудового воспитания дошкольников является ознакомление их с трудом взрослых. Детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют у них представления о его общественной значимости. Наиболее эффективно в воспитательном плане сочетание приобретаемых детьми знаний с их собственным трудом.
Однако, знакомя детей с трудом взрослых, мы не всегда говорим о труженике. Практика же показывает, что если ребёнку – дошкольнику специально не рассказывают о человеке – труженике, он самостоятельно не извлекает необходимую информацию, наблюдая за его трудом. Трудящийся человек, конечно, предполагается, т.е. ребёнок понимает, что, например, хлеб выращивают люди, но собственного отношения к этим людям у него не возникает. В таких случаях происходит ознакомление с профессией человека, а желание подражать взрослым, стремление включиться в трудовой процесс возникают у ребенка не всегда. Воспитание положительного отношения к трудящемуся человеку формирует моральные представления дошкольника, его идеалы. «Любовь ребенка к людям труда – источник человеческой нравственности» — писал В.А. Сухомлинский.
Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном её использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие. Важно в самом начале дать ребенку пример для подражания. Таким примером должен стать трудящийся человек. Педагог обращает внимание детей на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброта, отзывчивость, жизнерадостность. Вызвав и поддержав у ребенка интерес к человеку – труженику, мы создаём хорошую эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду.
Формы ознакомления детей с трудом взрослых, способы воспитания эмоционально – положительного отношения к нему могут быть различными. Они зависят от возраста детей, уровня их всестороннего развития. Это и наблюдения, и встречи с рабочими, людьми разных профессий, и специальные беседы, которые проводит воспитатель. Важную роль в этом деле играет искусство, в частности художественная литература, которая активно воздействует на разум и чувства ребенка, помогает понять сложные явления окружающей действительности.
Рассмотрим некоторые особенности ознакомления детей с трудом и воспитания эмоционально – положительного отношения к труженику в разных возрастных группах детского сада.
Младшая группа.
Дети младшего дошкольного возраста с большим интересом относятся к взрослому человеку. Они присматриваются к действиям мамы, папы, няни в детском саду, стараются подражать им в играх.
Работа по воспитанию заботливого отношения к близким людям – основа для воспитания доброжелательного отношения и к другим. Ознакомление с трудом повара, шофёра, дворника развивает у детей умение видеть и выделять действия, именуемые трудом, работой.
Воспитатель учит малышей заботиться о маме, бабушке, помогать им, замечать их настроение. При этом он обращает внимание детей на то, как взрослые заботятся о них, как они трудятся дома, чтобы малышу было хорошо.
В младшей группе специальных занятий по воспитанию отношения к человеку – труженику не проводятся. Эта задача решается в повседневной жизни: наблюдениях за трудом взрослых, на занятиях по изобразительной деятельности, при чтении произведений художественной литературы, рассматривании картин и иллюстраций к книгам.
Так, при организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приёмы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку – труженику. Приёмы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и т.д.
Основной вид деятельности детей, особенно младшего возраста – это игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания эмоционального – положительного отношения к труду, уважения к человеку – труженику.
В младшей группе работа по формированию положительного отношения к трудящемуся человеку заключается в приближении ребенка к взрослому, показе таких его нравственных качеств, как доброта, приветливость, забота о детях, в организации совместной деятельности детей и взрослых, в поддержании интереса к трудовым действиям и их результату.
Углублению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к трудящемуся человеку способствует изобразительная деятельность дошкольников.
Можно предложить следующие занятия для детей младшей группы по рисованию, аппликации, лепке, формирующие эмоционально – положительное отношение к человеку – труженику при ознакомлении с его трудом.
Труд дворника: аппликация на тему: «Какие предметы нужны дворнику для работы?».
Труд няни: рисование тарелочек; аппликация на тему: «Красивый фартук для няни, полотенце, чашки большие и маленькие».
Труд повара: лепка булочек, пирожков, овощей; рисование овощей.
Труд шофёра: рисование колёс к машине; аппликация на тему: «Машина с продуктами для детского сада».
Предлагаемые занятия проводятся в течение года, некоторые из них можно повторять. Детские изделия могут стать подарками для взрослых к праздникам. Постепенно, опираясь на опыт детей, воспитатель к концу года подводит детей к обобщениям: «Взрослые трудятся, работают, их труд нужен всем и мы (дети) хотим быть похожими на них».
Средняя группа.
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, воспитатель).
В средней группе разрабатывается несколько новых тем: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «Кто работает в колхозе», «О труде людей транспортных профессий», «О труде строителей». Воспитатель рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.
Знакомя дошкольников с трудом взрослых, воспитатель стремится к тому, чтобы вызывать у них не только интерес к профессии, уважение к трудящемуся, но и привязанность к конкретным людям.
Привязанность к взрослому человеку формируется у детей на основе не эпизодического, а постоянного содержательного общения. Причём это общение полнее и значительнее происходит в совместной деятельности детей и взрослых должны быть различными. Если труд, который наблюдают дети, позволяет им непосредственно в нем участвовать, то воспитатель не должен пропустить этой возможности и предлагает детям помочь взрослому. Например, шофёр привез в детский сад игрушки – дети помогают их разгружать, вместе с взрослыми они делают нужное и доступное им дело.
Большую роль в ознакомлении детей с трудом взрослых, в воспитании эмоционально – положительного отношения к трудящемуся человеку играет искусство и литература. В средней группе можно использовать те литературные произведения: стихи и рассказы, с которыми дети познакомились раньше, например: «А что у вас?» С.Михалкова, «Моя мама пахнет хлебом» В.Сухомлинского, «Мамина работа» Е.Пермяка, «Ольга Павловна» Н.Найденовой, «Земля» и «Руки человека» Я.Дягутите, «Пожар» С.Маршака, «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы» Н.Калининой, «Светофор» (из книги «Что я видел» Б.Житкова.
Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсии к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.
Дошкольники среднего возраста уже должны уметь охарактеризовать профессию: например врача как человека смелого, готового прийти на помощь, добросовестно относящегося к своему делу, проявляющего заботу о других людях.
В средней группе дети уже лучше рисуют и могут изображать даже некоторые сюжетные ситуации, причем не только те, что они видели сами, но и те, о которых узнают из художественных произведений, при рассматривании картин. Здесь так же, как и в младшей группе, используются творческие задания.
Воспитатель внимательно следит за содержанием изобразительной деятельности детей в повседневной жизни, когда они по собственному желанию начинают рисовать, лепить то, что видели на экскурсиях.
Рекомендуем темы обязательных занятий по изобразительной деятельности в средней группе: в связи с ознакомлением с трудом взрослых и формированием эмоционально – положительного отношения к человеку – труженику.
Труд дворника, няни: рисование или аппликация на тему: «Что нужно дворнику или няне для работы?».
Труд повара: рисование или лепка посуды (для работы повара), а также овощей и фруктов.
Труд шофёра: рисование на тему: «Машина привезла продукты в детский сад».
Труд строителя: рисование на тему: «Дома на нашей улице».
Труд хлебороба: аппликация на тему: «Трактора в поле».
Труд животновода: рисование фермы, где живут коровы, лошади.
Темы обязательных занятий могут стать темами изобразительной деятельности в повседневной жизни. Они служат закреплению полученных знаний и представлений детей.
Старшая группа. Подготовительная группа.
В старшей группе продолжается работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, воспитанию у них эмоционально – положительного отношения к трудящемуся человеку, которая была начата в младшей и средней группах. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к труженикам.
Работая со старшими дошкольниками по темам: «О труде колхозников», «О труде строителей», «О тех, кто делает машины», «Как трудятся наши мамы и папы», «О труде врача и медицинской сестры», воспитатель старается познакомить детей с конкретными людьми – работниками близлежащих предприятий, добивается того, чтобы у детей сформировался обобщенный образ человека – труженика.
В старшей группе одной из распространенных форм ознакомления с трудом являются экскурсии, являющиеся частью воспитательно – образовательной работы.
К её проведению воспитатель тщательно готовится. Подготовка включает точное определение цели экскурсии, предварительное ознакомление с местом её проведения и с теми людьми, чей труд дети будут наблюдать, подготовку детей к экскурсии, продумывание последующей работы с ними. Само проведение экскурсий должно отвечать определенным требованиям. Экскурсия должна быть эмоционально насыщенной, непродолжительной, познавательный материал её не должен входить за приделы того, что дети непосредственно наблюдают.
Показателем успешно осуществленной экскурсии можно считать вопросы детей, которые они задают во время её проведения, а также появление после неё самостоятельных сюжетно – ролевых игр на тему экскурсии.
Желательно, чтобы при ознакомлении дошкольников с любой профессией воспитатель находил конкретного человека, конкретный образ в художественной литературе, изобразительном искусстве, о котором можно было бы рассказать им.
При ознакомлении дошкольников с трудом взрослых важно обращать внимание на то, что труд – это нелёгкое дело, что для достижения результата нужно приложить немалые усилия, но чем больше сил вложит человек в свою работу, тем большую радость он испытывает.
Ценным педагогическим приёмом, помогающим воспитывать положительное отношение к человеку – труженику, является совместная деятельность детей и взрослых.
Дети и взрослые могут вместе трудиться на субботнике в детском саду и во дворе своего дома, дошкольники могут помочь взрослым в уборке овощей и т.д. Взрослые же помогают детям украсить к празднику здание детского сада, групповые комнаты и т.д. Содержание совместного труда взрослых и детей может быть различным, оно диктуется местными условиями, событиями, происходящими в стране. Нужно лишь, чтобы в процессе совместной деятельности дети чувствовали себя необходимыми её участниками, относились к общему делу с такой же ответственностью, как и взрослые.
Важную роль в формировании у дошкольников эмоционально положительного отношения к труду, уважения к трудящемуся человеку играет литература, изобразительное искусство.
В старшей группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке – труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, лётчиков, космонавтов, рыбаков, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят желание им подражать.
Для старших дошкольников писателями написано много рассказов о труде врачей, лётчиков, моряков, рыбаков. Труд людей этих профессий сопряжён с опасностью, риском для жизни. Рассказы Б.Житкова «На льдине», «Обвал», С.Маршака «Ледяной остров», С.Сахарнова «Два радиста», М.Коршунова «Едет, спешит мальчик», И.Туричина «Человек заболел» и другие с большим интересом воспринимаются детьми. Эти рассказы посвящены одной теме – самоотверженному труду людей. Человек – труженик главный герой этих рассказов – предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях.
Старшим дошкольникам рассказывают о героическом труде полярников, космонавтов, первых строителей БАМА. Этой теме посвящены рассказы: «Какие они, полярники?» А.Членова, «Первый в космосе» В.Бороздина, «БАМ» Б.Никольской и т.д. Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах Ю.Яковлев «Трое в космосе». Творческое рассказывание помогает педагогу выявить уровень представлений детей о нравственном облике человека – труженика, понять их отношение к нему.
В старшей группе, как и в предыдущих возрастных группах, можно предложить следующие темы занятий по изобразительной деятельности, которые способствуют закреплению приобретенных ими знаний и представлений о труде взрослых.
Труд животноводов: рисование животноводческой фермы; лепка коровы с телёнком, лошади с жеребёнком; аппликация на тему «Животные живут на ферме».
Труд строителей: рисование на темы: «Я б в строители пошел, пусть меня научат» и «Строители строят дома»; аппликация на тему: «Построим новую улицу».
Труд шофёры: рисование, аппликация разных машин; рисование на темы: «Шофёр – интересная профессия» и «Что мы знаем о труде шофёра».
Труд хлеборобов: рисование на темы: «Землю пашут трактора» и «Колхозники сеют пшеницу»; аппликация на тему: «Что мы знаем о труде хлеборобов».
Труд машиностроителей: рисование на тему: «Рабочие трудятся на заводе»; лепка рабочего; коллективное рисование на тему: «О тех, кто делает машины».
Особое внимание воспитатель должен уделить развитию сюжетно – ролевых игр, в которых дети изображают трудящегося человека. Если по мере ознакомления детей с трудом взрослых и знакомства с конкретными тружениками изменялось содержание детских игр, если в них появлялись рабочие завода и машинисты, хлеборобы и библиотекари, то воспитатель может с уверенностью сказать, что у детей этой группы формируется активно – положительное отношение к трудящемуся человеку.
Я рассказала вам о разных формах ознакомления детей с трудом взрослых и воспитания эмоционально – положительного отношения к трудящимся. Они разнообразны. Это могут быть экскурсии к месту работы взрослых, встречи и беседы, приглашение взрослого в детский сад, чтобы посмотреть, как трудятся дети, чтобы научить их чему – то, участие в праздниках труда, подготовка подарков, игры, чтение и последующий разбор художественных произведений, изобразительная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых и т.д. Такие формы работы помогают формировать у дошкольников правильные представления о человеке труда, который является примером для подражания.
|