Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей
Мастер - класс по теме "Детство чудесная страна!"
подготовила социальный педагог Чипчигина Наталья Геннадьевна г.Лянтор 2015г.
Добрый день уважаемые коллеги!
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.
Скачать конспект
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья это работа с семьей. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.
Цель нашей встречи: повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для того что бы начать нашу работу я приглашаю к столу 6 человек которые, будут в роли родителей и будут мне помогать сегодня. Для начала я предлагаю, нам познакомится.
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит свое имя и несколько слов о себе. Ну, вот мы с вами и познакомились, а теперь я вас прошу занять свои места.
Сегодня я хотела бы остановиться на категории детей с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития – это нарушение нормального развития ребенка. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также чувство тревоги и агрессии. Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?". В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка. Поэтому так важно понять родителям, как и чему, учить ребенка дома.
Чтобы почувствовать себя детьми и стать ближе к детям я предлагаю вам поиграть в игры, которые, можно использовать в домашних условиях с детьми.
Начнем мы с небольшого упражнения.
Цель: создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.
Нам понадобится поднос, на котором будет рассыпана манная крупа, и мы с вами будем рисовать пальцами все что захотим (свое настроение, свое желание). Давай те попробуем это сделать. Покажите свое творчество друг другу. Данное упражнение можно выполнять и в домашних условиях с ребенком, оно поможет снятию возбудимости и агрессии, наладить эмоциональный контакт с ребенком.
Дети любят, рисовать и лепить. Через рисунки и творения, созданные малышом, раскрывается его внутренний мир. Рисование позволяет ребенку свободно выражать мысли, быть самим собой. Следующее упражнение называется «Волшебный рисунок».
Цель: детско-родительские отношения как сотрудничество, партнёрство в совместной деятельности.
На чистом листе бумаги рисуем свечой любое изображение, например: цветок, машина, рыбка, елочка и т. д., ребенок рисунка не видит, затем акварельной краской закрашиваем поверхность листа – изображение проявилось.
Когда ваш ребенок чрезмерно активен, и возбужден рисование поможет успокоиться вашему малышу. Поэтому чаще предлагайте малышу порисовать. И не просто, а попросите изобразить в рисунке: • свое настроение; • то, что он делает, когда сердится; что заставляет его быть сердитым; • себя — как он сейчас выглядит, и как хочет выглядеть, когда вырастет; • подарок, который бы он хотел получить (и того, кто бы мог его подарить)
• свою семью
Упражнение “В лучах родительского солнца”.
Цель: анализ детско-родительских отношений.
Перед вами на столе лежит круг, этот круг будет символизировать солнышко, напишите на нем свое имя. Теперь на каждом из лучиков отвечая на вопрос, напишите: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например “Я очень часто обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты! Посмотрите на ваши солнышки, часто ли мы, родители говорим своим детям ласковые слова, как часто или наоборот редко уделяем им внимание, обнимаем их, гладим по голове, целуем. А сейчас возьмите свои лучики и приклейте на наше большое родительское солнце.
Давайте внимательно посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое и щедрое, как то, под которым мы живем! Оно дарит нам тепло, независимо от того какие мы. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий.
Физическая пауза.
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.
А сейчас предлагаю взяться за руки, образуя замкнутый круг. В центр круга я бросаю 2-3 воздушных шарика. Ваша задача любыми способами но, не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе.
Отдохнули? Вот в такую не затейливую игру вы можете дома поиграть со своим ребенком и даже всей семьей. А теперь я прошу вас занять свои места.
Что такое счастье? Какое оно? Закройте глаза и постарайтесь представить себе птицу – Птицу счастья. Какая она? Внимательно рассмотрите ее оперение, цвет, окраску. Откройте глаза, перед вами на столе лежит цветная глина. Из нее мы будем с вами лепить свою Птицу счастья.
Какие красивые и необычные у вас получились птицы. Теперь каждый из вас пусть возьмет в ладошки свою Птицу счастья и скажет друг другу теплые и добрые слова.
«Какие теплые слова вы сказали друг другу, даже не хочется расставаться». Но наше время встречи подходит к концу. Свою птицу счастья вы можете забрать домой, пусть она оберегает покой, уют и благополучие вашего дома.
Нашу встречу я бы хотела закончить одной притчей «О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ».
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе.
И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?»
И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал:
«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ….»
Все в ваших руках!!!!
|