Из дневника воспитателя.
Санкт-Петербург. Невский район, детский сад № 95 Воспитатель Погребняк Елена Геннадьевна.
Колю в детском саду не любят. Мама Коли недовольна, она волнуется, обижается на воспитателей. Коле пять лет. Он присматривается к окружающим, прислушивается к каждому слову. Слово взрослого всегда наполнено для него особым содержанием.
И не только слово. Интонация, с какой оно сказано, тонко улавливается ребенком.
Маленькие дети, которых подчас мамы и папы считают несмышлеными, нередко более наблюдательны, чем взрослые. С уверенностью можно сказать. что Коля гораздо лучше мамы ориентируется в житейских ситуациях. И совсем не потому, что он умнее ее, а потому, что в силу детской любознательности умеет лучше наблюдать. Порой родителям трезво воспринимать своего ребенка мешает слепая любовь. Мир дитяти видят они через призму своего сердца. Поздний Коля у матери, самый маленький. И как часто бывает в семьях, этот маленький становится идолом. Маленькому отдается весь пыл любви материнского сердца, да и отцовского в придачу.
…Едва переступив порог, не раздеваясь, по блестящему паркету Коля подбегает к старшему брату, Жене. Женя занят, он вырезает деревянную скульптурку маленьким ножичком.
- Дай мне!
Коля прямо под нож протягивает руку, мешая брату. Но Женя, увлеченный любимым занятием, резко отворачивается, продолжая скоблить крепкое дерево. Коля делает круг возле брата, отпечатывая мокрые следы на паркете. Еще минута – и по всей квартире раздается пронзительный визг.
-Ы-ы-ы-и-и, отдай!
Мать, не разобравшись в чем дело, подбегает к старшему.
- Ты что?! С маленьким связываешься? Как тебе не стыдно. Сейчас же отдай! Он поиграет и вернет. Ему ли думать. Что брата обидел не за что. Победа на его стороне. В руке зажата железная игрушка…Но избалованному ребенку игрушка желанна до тех пор, пока он ее не заполучил. Пока она в чужих руках. Уже около вешалки Коля забывает о ней.
Теперь он вспомнил о пистолете. И обязательно, чтобы стрелял огнем, как настоящий.
- Мам, а мам, ты мне пистолет купила?
-Куплю, детка. Куплю. Сегодня я на улице не была.
- Нет, идем сейчас, и ты мне купи!
-Завтра. деточка, завтра обязательно куплю.
И купи т…
Коля не знает слова «нельзя». Ему все – нужное и ненужное — безотказно.
Дома…
А утром Коля, как обычно, пойдет в детский сад. И здесь начинается другая жизнь для него.
- Дети, убирайте игрушки, идите мыть руки, — говорит воспитатель. — Столы накрыты. Дети послушно убирают кубики, кукол, и через несколько минут они около умывальника. Только Коля в игровом уголке. Катает машину.
-Я что сказала? Коля?
Коля не реагирует никак. Ему не хочется обедать.
Воспитатель, теряя терпение, берет Колю за руку и подводит к крану. Мальчик упрямится. Надув губы, пятится назад, сопротивляется. И так весь день. Коля все делает наоборот. Дети сели за столы. Он стоит. И делает все это он вполне осмысленно. Ему плохо. Ему не нравится тон, которым говорит с ним воспитатель. Нет, совсем не так говорит с ним дома мама. Коле неуютно в детском саду. И он не расположен к детям, сотрудникам детского сада. Несколько минут стоит он возле своего стула, но не садится на него. Стоит до тех пор, пока не убедится, Что воспитатель не обращает на него никакого внимания. Или пока не позабудет, зачем стоит. Друзей у него нет среди детей. Целыми днями его большие, томные глаза с грустью смотрят куда- то вдаль. Он ждет свою маму, ни на минуту не забывая о ней.
Мама, пока одевает, тут же иступленно прижмет обиженного к груди и пообещает:
-Куплю, сынок. Все куплю, что ты скажешь.
И купит. Только бы Коленька улыбнулся.
|