Лободенко Наталья Леонидовна. Рабочие стили или принцип совместной работы

Рабочие стили или принцип совместной работы

Вы когда-нибудь замечали, что ваша работа строится в соответствии с определенным стереотипом? Наиболее устойчивые характеристики, проявляющиеся в поведении ежедневно, находят свое отражение в предпочитаемом нами "рабочем стиле". Драйверное поведение в целом касается стиля, в котором мы организуем процесс коммуникации или взаимодействия.

Наблюдая за работой воспитателей и других специалистов ДОУ, отчетливо видно их неосознанное действие в соответствии с определенным стереотипом. Возникает ощущение, что ими "движет" заданный стиль, и у них нет другого выбора и иного пути для достижения цели. Рабочие стили часто называют "драйверами" (от англ. – двигать, приводить в движение). У одного человека возможно сочетание двух-трех рабочих стилей, но чаще всего в поведении выражен один рабочий стиль. Осознание собственного рабочего стиля, с присущими ему сильными и слабыми сторонами, помогает педагогам нашего ДОУ сопоставить свое поведение с поведением коллег и открыть для себя новые возможности для эффективного взаимодействия. По мнению автора и разработчика этой теории Джулии Хей (Hay J. TA for Trainers. McGraw-Hill, 1992), существует пять рабочих стилей, имеющих свои сильные и слабые стороны. Т.к. на группе в детском саду работает по два педагога, то и всю работу они ведут сообща (утренники, тематические недели, конкурсы и т.д.), т.е. им необходимо создать такой тандем, который будет давать наилучшие результаты. Поэтому я решила применить «рабочие стили» для формирования педагогического состава на группах, а также для «коррекции» взаимоотношений в уже сложившихся.

 

Для начала рассмотрим краткие характеристики каждого стиля.

"Спеши"

Люди с этим стилем хорошо справляются с работой, которую нужно сделать в сжатые сроки, успевают сделать много дел за короткое время. Они чувствуют себя на высоте, если справляются с заданиями в кратчайшие сроки, и переживают пик энергии в состоянии стресса и напряжения сил. Главным их преимуществом является количество выполненной работы.

Однако они уделяют мало внимания подготовке, при наличии свободного времени могут откладывать начало работы "на потом", до тех пор, пока она не станет срочной, и только тогда приступают к ее выполнению, вследствие чего могут допускать ошибки. Отсюда – потеря времени на их исправление, и в конце концов работа может быть не выполнена в срок. Способность быстро думать может приводить к нетерпеливости этих людей по отношению к более медлительным коллегам – часто они слишком быстро говорят, перебивают других и даже заканчивают за них предложения, что приводит к непониманию и бесполезным спорам.

"Будь совершенным (лучшим)"

Люди с этим стилем – полная противоположность "спешащим". У них ярко выражено стремление "быть совершенным": никаких ошибок в работе, все должно быть сделано наилучшим образом. Их отличает организованность, так как они умеют смотреть в будущее, планировать работу и вырабатывать стратегию преодоления потенциальных трудностей. Их трудно застать врасплох; работа у них идет планомерно и эффективно. На них можно положиться, когда работу нужно выполнить аккуратно. Точность, внимание к деталям, тщательность в работе – это их сильные стороны. К сожалению, сложности возникают, когда работа должна быть выполнена строго в срок, так как, стремясь выдать совершенный конечный продукт, они долго и кропотливо ищут возможные ошибки, постоянно вносят несущественные изменения.

"Радуй других"

Люди с таким стилем обычно хорошие члены команды. Они сторонники гармонии, обладают хорошей интуицией и внимательны к чувствам других людей. Их задача – угодить людям, даже тогда, когда их об этом не просят. Они угадывают, что нужно людям, и стараются удовлетворить их желания. Рядом с людьми такого стиля хорошо работать, так как они способны проявлять терпение и понимание. Они внимательны к чувствам окружающих и могут сплотить команду тем, что мнение каждого ее члена будет принято во внимание. Проявляя искренний интерес и заботу к другим людям, они могут вовремя ободрить и успокоить человека, переживающего по поводу выполнения сложного задания. К сожалению, они иногда стараются быть излишне "хорошими"! Стремясь сохранить хорошие отношения, они могут воздерживаться от высказывания собственного мнения и позволяют другим реализовывать изначально ошибочные идеи, не говоря правды, чтобы не обидеть другого человека. А потом страдают, когда люди сердятся на них за то, что они их не предупредили о провале.

"Старайся"

Этот рабочий стиль связан со стремлением вложить все силы в выполнение какой-либо задачи, поэтому люди с таким стилем все делают с энтузиазмом. Пик энергии они испытывают, когда нужно сделать что-то новое, и им нравится, что можно оценить и использовать все возможности. Все аспекты задания будут тщательно проанализированы. Люди ценят такой подход и способность сдвинуть дело с мертвой точки. Руководители особенно ценят в таких сотрудниках то, что они часто добровольно берутся за выполнение новых задач.

Однако людям с таким стилем часто не хватает терпения в достижении конечного результата, ибо первоначальный интерес и энтузиазм угасает задолго до выполнения задачи. Внимание к излишне большому количеству аспектов затрудняет их работу и удлиняет сроки ее выполнения, и даже если большая часть работы уже выполнена, они продолжают думать о том, как бы решить задачу по-другому, прежде чем согласятся с тем, что работа завершена.

"Будь сильным"

Люди с этим стилем сохраняют спокойствие в стрессовой и напряженной ситуации, они хорошо преодолевают кризисные моменты. Такие люди воодушевляются, когда нужно проявить выдержку и стойкость. У них сильно развито чувство долга, и они проявляют упорство даже при выполнении неприятных заданий и поручений. Именно они в сложных ситуациях способны мыслить логично и принимать разумные решения, в то время как другие впадают в панику. Благодаря невозмутимости и способности решать любые рабочие вопросы, таких людей неизменно считают надежными и уравновешенными сотрудниками организации.

Их проблема заключается в том, что им трудно признать свои слабости и любую неудачу они склонны квалифицировать как слабость. Им проще перегрузить себя работой, чем попросить коллег о помощи. Коллеги могут чувствовать себя неуютно из-за отсутствия у них проявления эмоций. Особенно это проявляется тогда, когда большинство людей испытывает стресс. Их трудно понять, поскольку они не склонны показывать свои чувства.

Анализ этих поведенческих особенностей и нашел практическое применение в нашем ДОУ при подборе персонала и в работе с педагогами. Для начала я провела тестирование и выявила «рабочие стили» всех педагогов. Взяла на вооружение сильные стороны предпочитаемого каждым воспитателем рабочего стиля, не принимая во внимание его слабые стороны. Знание слабых сторон рабочего стиля позволило мне понять, как они организуют свое рабочее время и планирую день. Проведя наблюдения, и проанализировав результаты опросника, следует, что большинство людей, время от времени ведет себя в соответствии со всеми пятью драйверами, но имеют «предпочитаемые» драйверы. Обычно человек имеет два, иногда три, предпочитаемые драйвера, придающих особенные черты его личности.

Если у педагога рабочий стиль "Спеши", ему стоит планировать достаточное количество времени на выполнение задания, особенно на стадию подготовки, которую они особенно склонны укорачивать. Иногда нужно сознательно замедлять работу, особенно когда необходимо, чтобы другие люди успевали "переварить" информацию. Им необходимо научиться выслушивать собеседника, не перебивая его, а иногда и переспрашивать, чтобы убедиться, что правильно поняли его. Также важно научиться спрашивать людей об их потребностях, а не строить свои собственные предположения на этот счет.

Если педагог "перфекционист" (рабочий стиль "Будь совершенным"), ему необходимо чаще расслабляться и принимать то, что он и сам несовершенен. Ошибки – это важная часть процесса обучения. И эти педагоги учатся понимать, что важно соблюдать сроки выполнения работы и видеть конечную цель.

Есть педагоги, которые привыкли постоянно "радовать" окружающих (рабочий стиль "Радуй других"). Их обучаю не загружать себя ненужными запросами и несущественными просьбами, учиться твердо говорить "нет" – часто, для того чтобы сохранить разумные границы.

В нашем саду большая часть педагогов "старается и пытается" что-либо сделать (рабочий стиль "Старайся"). На специальных тренингах они обучаются контролировать свое чувство скуки на этапах завершения проекта. Иногда им просто необходимо преодолеть себя и продолжить работу, несмотря на угасающий интерес к данному занятию.

Воспитатели, которые привыкли "всегда быть сильными" (рабочий стиль "Будь сильным») перед тем как браться за выполнение какой-либо задачи, учатся хорошо анализировать возможные требования и оценивать наличие соответствующих ресурсов, признавать то, что нет ничего плохого в том, чтобы обратиться за помощью к другим.

Важно помнить, что есть сотни способов «проигрывать» каждый драйвер, и эти вариации придают каждому из нас уникальность. Поэтому владея такой информацией можно как подбирать педагогов, так и корректировать их совместную работу!

Удачной вам работы с кадрами!

Приложение 1.

Тест на определение драйверного поведения.

(Вопросник разработан Мэри Кокс)

Цель этого вопросника – помочь Вам определить, в какой тип драйверного поведения Вы часто вовлекаетесь, и, следовательно, какие драйверы сильны у Вас. Вопросы сформулированы на основе повседневного опыта и предназначены, чтобы стимулировать самосознание. Они не представляют собой личностный тест.

Ответьте на вопросы «ДА», «НЕТ», «ИНОГДА»

  1. Вы скрываете или контролируете свои чувства?
  2. Вы неохотно обращаетесь за помощью?
  3. Вы устанавливаете для себя высокие стандарты, а затем критикуете себя за несоответствие им?
  4. Делаете ли Вы что-либо (особенно для других), что Вы в действительности не хотите делать?
  5. Есть ли у Вас тенденция делать много дел одновременно?
  6. Вы терпеть не можете «сдаваться» или «отступать», всегда надеясь, что «уж сейчас-то это сработает»?
  7. Для Вас важно быть ПРАВЫМ?
  8. Для Вас важно производить хорошее впечатление, нравиться?
  9. Есть ли у Вас тенденция начинать что-либо и не заканчивать?
  10. Устанавливаете ли Вы себе нереальные временные рамки?
  11. Вас довольно легко убедить или уговорить?
  12. Вам не нравится отличаться, быть не таким, как все?
  13. Склонны ли Вы ставить себя в зависимое положение?
  14. Испытываете ли Вы дискомфорт (например, досаду или раздражение) в случае небольшого беспорядка или несоответствия, такого как пятно на одежде или обоях, или инструмент не на месте, или сбивчивый доклад?
  15. Могли бы Вы описать себя как быстрого и нетерпеливого в общении с другими?
  16. Вы ненавидите, когда Вас прерывают?
  17. Вы склонны сравнивать себя (или свои поступки, качества) с другими людьми и чувствовать ниже или выше соответственно?
  18. Случается ли, что Вы топчетесь на месте с не решаемой проблемой, испытывая чувство, что Вы застряли, но не можете при этом выкинуть ее из головы?
  19. Есть ли у Вас тенденция не замечать, насколько усталым, голодным или больным Вы себя чувствуете, но вместо этого «держаться»?
  20. Вы склонны говорить одновременно с другими, или заканчивать их фразу за них?
  21. Вам нравится объяснять все подробно и точно?
  22. Вы предпочитаете приняться за работу ( «делать дело»), а не обсуждать её.?
  23. Вам нравится делать все по-своему?
  24. Вам не нравятся конфликты?
  25. Есть ли у вас склонность быть мятежником или одним из эксцентричных людей в группе?

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ

Посмотрите на ответы, которые Вы поставили напротив каждого вопроса, т. е. «Да», «Нет», «Иногда» и присвойте Вашим ответам баллы: «Да» – 1, «Иногда» — 0,5, «Нет» — 0. Затем подсчитайте суммы баллов по 5 шкалам по следующим вопросам:

  1. ШКАЛА: 3,7, 14, 16, 21 БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ
  2. ШКАЛА: 4, 8, 11, 12, 24 РАДУЙ ДРУГИХ
  3. ШКАЛА: 5,10, 15, 20, 22 СПЕШИ
  4. ШКАЛА: 1, 2, 13, 19, 23 БУДЬ СИЛЬНЫМ
  5. ШКАЛА: 6,9, 17, 18, 25 СТАРАЙСЯ

По каждой шкале может быть максимум 5 баллов. Если у вас 3 балла или выше, это может быть сильной поведенческой тенденцией. Каждая шкала соответствует одному из 5 драйверов.

Просмотров: 606
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Рау Светлана Викторовна. Мастер – класс для «Школы молодого педагога» по разделу «Познаю себя» на тему: «Какой я?»
  • Екатерина Анатольевна Гусарова. Из опыта работы инструктора физического воспитания «О месте игры в режиме дня, времени года и других условий»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Иванова Надежда Сергеевна. Исследовательский проект «Могут ли конфетки быть полезны деткам?»
  • Карелина Елена Николаевна. Тренинг для педагогов Тема: «Изучая себя, мы изучаем мир»
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Ященко Галина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Ищем пути правильного взаимодействия с детьми» в рамках «Школы молодого специалиста», психологической гостиной «Познай себя»
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Ольга Геннадьевна Колмыкова. Презентация проекта 'Познавая себя, открываю мир'
  • Киричук Лариса Феодосиевна. КВН в подготовительной группе. «Если хочешь быть здоров!»
  • Елена Викторовна Юшкова. Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология
  • Главный Редактор. Если бы водителей принимали на работу как АДМИНОВ
  • Супоросова Екатерина. Проект «Если хочешь быть здоров»
  • Шлыкова Ольга Георгиевна. Интегрированная НОД в подготовительной группе по теме: «Открой для себя Чайковского»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Ершова Светлана Владимировна. Развлечение с мячом в средней группе 'Если хочешь быть здоров!'
  • Бородкина Юлия Валерьевна. Если хочешь быть здоров ЗАКАЛЯЙСЯ.
  • Беспалова Людмила Павловна. КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ОТКРОЙ МИР ВОКРУГ СЕБЯ»
  • Оксана Зинченко. Проект «Азбука здоровья». Тема «Познаю себя»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь