Редактор. Обучение в детском саду (часть 4)

Обучение в детском саду (часть 4)М.: Просвещение , 1981.— 176 с, ил.
Автор: Усова А.П.

Заключение

В организации педагогического процесса в детском саду большое значение имеет вопрос о своеобразии воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Разнообразие задач, стоящих перед советским детским садом, их характер делает детский сад воспитательным учреждением с широкой программой. Посредством воспитания решаются задачи физического развития детей, имеющих первостепенное значение для этого возраста, идет формирование привычек и навыков общественного поведения, отношения к окружающим, развитие интересов, дружбы, навыков труда, организованности, характера, воли.

Вместе с этим дошкольное воспитание содержит такие задачи, которые имеют не только воспитательное, но и образовательное значение. К этим задачам надо отнести формирование у детей правильных представлений об окружающем, развитие речи, счета, приобретение навыков в рисовании, лепке и т. д.

Одни из этих образовательных задач решаются общим ходом воспитательного процесса и являются неотъемлемым его содержанием, другие задачи для своего решения требуют дидактических средств.

Воспитательный процесс в детском саду направлен, например, на воспитание речи детей Но, для того чтобы достичь определенных успехов в овладении всеми деть ми на уровне их возрастных возможностей определенными сторонами речи — правильным звукопроизношением, связностью, выразительностью, необходима дидактическая работа. Поэтому образовательную работу еле дует рассматривать как самостоятельную задачу, и ей должно быть отведено определенное место в педагоги ческом процессе детского сада.

Разработано значительное число форм и средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста, в том числе занятия, дидактические игры, дидактические материалы. Каждое из этих средств обладает различными возможностями по отношению к воспитательно-образовательным задачам.

Советская дошкольная педагогика избирательно подходит к средствам образовательной работы с детьми, сообразуясь с задачами советского детского сада, основанными на требовании активного руководства развитием каждого ребенка, обеспечения высокого уровня всестороннего развития всех детей, воспитывающихся в детском саду.

Среди средств дошкольной образовательной работы обучение обладает большими преимуществами, так как оно обеспечивает организованную обучающую роль взрослого, что и делает обучение весьма эффективным.

Обучение, будучи применено к различному образовательному содержанию — ознакомлению с окружающим, формированию речи, развитию математических представлений, музыкальных способностей, развитию движений, рисованию, лепке и т. д., оказывает на детей глубокое воспитательное влияние: развивает способности, интересы; расширяет кругозор, обогащает умения и навыки в различных видах деятельности, совершенствует внимание. Обучение дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, содействует в значительной мере смягчению неравномерности развития детей, наблюдающейся в практике.

В процессе обучения и под его непосредственным влиянием у детей формируется учебная деятельность — способность ребенка производить умственную работу определенного направления и в связи с этим слушать и слышать, смотреть и видеть, воспринимать и познавать. Это — первые шаги в развитии способности учиться.

Учебная деятельность вносит значительные изменения в поведение ребенка. Он становится более собранным, легче откликается на слово взрослого, привыкает выслушивать подробности, становится более внимательным. И все это сообщает поведению детей организованный характер и делает их более воспитанными. Именно эти черты ярко проявляются в тех детских коллективах, в которых проводится обучение.

Обучение обладает большим воспитательным воздействием также и потому, что оно обеспечивает детям посильные для них движения вперед, дает возможность достичь определенного результата и пережить удовлетворение от работы. А это стимулирует формирование детских интересов, воли, характера.

Всякое обучение имеет общие черты. Вместе с тем эти общие черты конкретизируются для каждой возрастной ступени своеобразно. Такими общими чертами является то, что: а) обучение ведется по дидактическим правилам, основанным на психологических закономерностях, преследует задачи сообщения знаний, овладение умениями; б) обучение опирается на обучающую роль взрослого (учителя, воспитателя); в) обучение носит организованный характер: имеет определенную программу и форму организации детей.

Это последнее необходимо подчеркнуть, поскольку существо дошкольного «обучения» нередко понимается так, будто оно протекает «во всей жизни», что «ребенок учится на каждом шагу». Такое понимание относится скорее всего к тому бесспорному факту, что ребенок растет в социальной среде и воспринимает ее влияние. К дидактическим же явлениям это не относится.

Эти общие черты обучения проявляются и в дошкольном обучении.

В целях планомерного и систематического влияния воспитателя на всех детей в группе обучение в детском саду строится как организованный процесс и протекает в форме занятий с группой детей определенного возраста.

В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитания организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

Процесс обучения на занятиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу.

По своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

В обучении решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития.

Дошкольное обучение имеет свою характерную черту. Оно является изустным (Одоевский), докнижным, доучилищным (Ушинский). Ребенок-дошкольник приобретает знания, умения от взрослого. Из его пояснений, показа, ответов, вопросов, беседы, чтения детям книг, рассматривания картин. Это предъявляет большие требования прежде всего к речи взрослого, к ее содержанию и форме. Уметь говорить с маленькими детьми так, чтобы быть понятым ими, составляет большое педагогическое искусство. Громадную роль при этом играет знание детской психологии. Важно при этом, чтобы речь воспитателя была конкретной и образной.

Большое место в процессе обучения отводится речи детей как способу активизации личности ребенка.

От воспитателя требуется очень хорошее овладение разнообразной деятельностью (рисование, ритмические движения, пение, умение наблюдать и т. д.), поскольку обучение ребенка происходит на образцах личного примера воспитателя.

В методическом отношении дошкольное обучение характеризуется привлечением дидактических материалов и пособий, разработанных с учетом задач и возрастных особенностей детей (красочность, динамичность и т. д.). Дидактические игры, игровые задания п приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

Воспитание активности и самостоятельности мышления ребенка обусловлено тем, насколько обучение для детей является процессом решения умственных задач.

Если это сделано правильно, то процесс обучения вызывает у детей всех ступеней дошкольного возраста глубокую заинтересованность, сосредоточенность внимания, самодисциплинированность. Проявляются эти качества у детей в желании выполнить работу, в нахождении интересных путей решения, самоконтроле, в способности контролировать друг друга, что, естественно, создает атмосферу свободной дисциплинированности детей.

В нашем опыте определились конкретные условия, при которых процесс обучения может развивать детскую инициативу, активность и самостоятельность.

Значительные различия в решении этой задачи обнаружены при применении двух способов построения обучения: так называемого «целостного», где ребенку дается весь путь работы, и «диктантного», при котором решение учебной задачи сообщается по частям. Каждый из этих способов развивает у ребенка определенных! способ мышления, действия и оказывает влияние на его поведение. «Целостный» способ дает больше возможностей для проявления активности, самостоятельности. Усваивая предложенное, дети могут в то же время проявить и свою инициативу в частных способах решения умственной задачи, в темпах ее решения.

 «Диктантный» способ сосредоточивает усилия на запоминании и воспроизведении отдельных элементов. Для развития активности и самостоятельности здесь имеется меньше условий.

Развитию самостоятельности мышления ребенка также способствует раскрытие перед ним возможности разнообразного решения одной и той же задачи (в счете, конструировании и т. д.).

Обучение ведется в детском коллективе. Влияние детей друг на друга, направляемое в воспитательных целях, составляет важную опору для воспитания у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Одновременно у детей формируется и индивидуальное поведение — способность спрашивать, отвечать, предлагать, показывать, рассказывать.
Просмотров: 374
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Киселева Наталья Олеговна. Адаптированная программа 'Обучение детей плаванию в детском саду'
  • Коновалова Вера Евгеньевна. Статья на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи».
  • Грелова Ирина Макаровна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста с элементами коррекционных упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Голубева Светлана Валентиновна. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром обучение дошкольников правилам дорожного движения «Наши помощники на улицах города» старшая группа
  • Деревягина Елена  Александровна. Семинар 'Обучение детей решению арифметических задач'
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 3)
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 2)
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Редактор. Обучение в детском саду
  • Варганова Елена Александровна. Сценарий конспекта непосредственно – образовательной деятельности по физическому развитию (обучение детей плаванию) с детьми 2 мл. группы Тема: «Дружим с дельфином»
  • Искакова Светлана Александровна. Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста 'С чего начинать обучение грамоте'
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Главный Редактор. Обучение английскому детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Гудкова Людмила Захаровна, - Сапрунова Екатерина Сергеевна, Козлова Марина Викторовна. Обучение и воспитание детей с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»
  • Татьяна Смирнова. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста.
  • Смирнова Татьяна Викторовна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста.
  • Сукоркина Ольга Викторовна. Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования.
  • Герк Елена. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАТИКЕ В ИГРАХ И С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРА
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Сухова Оксана Анатольевна. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  • Ирина Удалова. Интегрированное обучение и воспитание детей с ООП
  • Федорова Мария Анатольевна. Дистанционное обучение в детском саду.
  • Мещанинова Светлана Сергеевна. Обучение плаванию в детском саду
  • Шарандак Елена Альбертовна. Обучение грамоте в средней группе детского сада. Из опыта работы по программе «Развитие» Л. Венгер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь