Авторы:
- Гудкова Людмила Захаровна воспитатель первая квалификационная категория
- Сапрунова Екатерина Сергеевна педагог-психолог первая квалификационная категория
- Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре первая квалификационная категория
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1034»
Мы работаем в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок», которую посещают дети, имеющие различные нарушения в развитии. Больше всего детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Известно, что обучение и воспитание детей с церебральным параличом затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.
Скачать конспект
Наш опыт работы с этими детьми показывает, что в их социальной адаптации и развитии интеллектуальных возможностей большую роль играет начатое в раннем и дошкольном возрасте дифференцированное воспитание и обучение, адекватное их психофизическим особенностям. Выбор содержания и методов воспитания при этом определяется не только возрастом ребенка и решением задач его развития, но предусматривает разработку специальных мероприятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной сферы. Для решения этих задач мы разработали адаптивную образовательную программу в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленную на реализацию запросов и потребностей участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель).
Согласно программе, в работе с детьми используются разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Все формы НОД для детей с ДЦП включают в себя разные компоненты образовательных областей. Особое внимание уделяется образовательной области «Физическое развитие», так как главным для детей с этим диагнозом является двигательная деятельность.
Развитие двигательной активности мы осуществляем поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.
Повышенный мышечный тонус ограничивает возможности ребенка в воспроизведении в полном объеме сложных движений, необходимых для осуществления двигательного акта, а пониженный мышечный тонус не позволяет ребенку выполнять движения с нужной силой и соразмерностью.
Для нормализации мышечного тонуса можно использовать следующие приемы:
- контрастные ванночки – ванночки с горячей и холодной водой
- работа с глиной или тестом – способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности.
При развитии двигательных функций важно использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры). Не менее важное место отводится четкой речевой инструкции и сопровождению движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь ребенка.
Это еще раз доказывает, что для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не менее важное значение имеет сенсорное воспитание.
В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом, в первую очередь, развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и времени, запахе и вкусе.
Во-вторых, сенсорное воспитание предполагает развитие у ребенка мышления, так как обработка поступающей в головной мозг сенсорной информации осуществляется в форме мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования.
И наконец, сенсорное воспитание стимулирует развитие всех сторон речи и способствует расширению и обогащению словаря ребенка.
Поэтому в своей работе мы используем комплексные занятия. Ведь основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности. Предлагаем вам познакомиться с таким занятием.
Комплексная НОД
с детьми с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»
Тема: «Солнышко»
Цели:
- Развитие зрительного восприятия (цвет, форма)
- Развитие мышления (группировка предметов по форме)
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения отвечать на вопросы).
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие навыков счета.
- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
Демонстрационный материал:
- круглое желтое солнышко (мягкая игрушка)
- большой мячик желтого цвета
- тучка с капельками.
Раздаточный материал:
- коробочки для складывания деталей
- для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов
- 10 счетных палочек (желтого цвета)
- две тарелочки разных цветов (зеленая и синяя)
- альбомные листы с нарисованным в центре желтым кругом (солнце), желтые цветные карандаши.
Ход занятия
Радостно встречаю детей, называю каждого по имени, делаю комплименты.
Воспитатель. Какое у Василисы красивое платье! Как хорошо улыбается Кирилл. Сережа принес с собой красную машину. Здравствуй, Егор, ты пришел с мамой? И т.д.
Сюрпризный момент
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что так ярко светит к нам в окошко? Подхожу к окошку и беру солнышко-игрушку. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.
Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, большое, красивое. (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Читаю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т.д.
Воспитатель.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
Дидактическая игра «Круги – квадраты»
Показываю детям перемешанные круги и квадраты.
Воспитатель. Посмотрите, ребята! Солнышко решило спрятаться от нас. У вас на столе лежит коробочка, в которой много разных геометрических фигур. Давайте найдем фигуры, похожие на солнышко.
Дети получают по набору из 5 кругов и квадратов и раскладывают их в две кучки.
Воспитатель. Где солнышки? (Ответы детей)
Родители или воспитатель убирают в коробочку 5 квадратов и 4 круга. У детей осталось по одному кругу – круглое солнышко.
Дидактическая игра «Один – много»
У детей на столе две тарелочки разных цветов (зеленая, со счетными палочками и синяя — пустая)
Воспитатель. Ребята возьмите синюю тарелочку и положите в серединку желтый круг – это будет у нас солнышко.
Теперь возьмите одну счетную палочку-лучик и положите рядом с солнышком. Сколько лучиков вы положили?
(Спрашиваю у каждого ребенка, сколько лучиков он положил.)
Воспитатель. Правильно, один.
Воспитатель. Теперь давайте положим много счетных палочек-лучиков вокруг солнышка.
Дети с зеленой тарелочки перекладывают счетные палочки рядом с кружком, образуя солнышко.
Воспитатель. Сколько мы положили лучиков? Много.
Воспитатель. Сколько солнышек у вас получилось? Правильно, одно солнышко.
Спрашиваю у каждого ребенка, сколько солнышек у него получилось.
Воспитатель. А теперь посмотрите, что я сейчас сделаю.
Забираю у каждого тарелочку с солнышком и кладу на стол. Предлагаю детям посмотреть, что стало.
Воспитатель. Сколько теперь солнышек лежит у меня на столе. Правильно, много. Как сразу светло стало в группе.
Подвижная игра «Солнышко покатилось»
Достаю большой желтый мяч и говорю, что солнышко хочет поиграть с ребятами. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.
Игра малой подвижности «Солнце и зонтик»
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и зонтик». Я буду вам показывать то солнышко, то тучку. У солнышка есть лучи, поэтому солнышко мы будем изображать так – разведите руки в стороны. А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик – сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик. (Показываю и произношу по очереди солнышко и тучка.)
Рисование цветными карандашами «Лучи солнышка»
Воспитатель. А хотите, чтобы у вас дома, было свое солнышко? (Ответы детей)
Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.
Воспитатель. Давайте сядем за стол и нарисуем солнышку лучики.
Все ребята молодцы, все старались. Теперь не только у нас в группе будет солнышко, но и у вас дома.
|