Алия Магамуровна Галимова. Творческий отчет 'Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста'

Творческий отчет Познавательная активность детей старшего дошкольного возрастаЧто я слышу забываю.
Что я вижу-я помню.
Что я делаю-я помню.
Конфуций.
Дошкольное детство – самый важный возраст становления личности. В этот период важен для развития познавательной потребности воспитанника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. На шестом году жизни,  экспериментальная работа вызывает у воспитанника интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке воспитанника к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Скачать полный отчет

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В процессе экспериментирования воспитаннику необходимо ответить не только на вопрос, как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Актуальность моей работы заключается в том, что необходимо изучить методику экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у воспитанников способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Цель моей работы: теоретически выявить и путём опытно – экспериментальной работы проверить эффективность экспериментирования как средства формирования познавательной активности воспитанника старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования: является положение о том, что развитие воспитанника в экспериментировании дошкольного возраста будет эффективен, если обеспечить: систему использования экспериментирования на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, а также в работе совместно с  родителями.
Объект исследования: опытно-экспериментальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование познавательной активности у воспитанников 5-6 лет, в ходе экспериментирования.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста в деятельности экспериментирования.
2.Выявить особенности развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста.
3.Продолжать развивать познавательный интерес у воспитанников в процессе организации экспериментирования.
4.Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Новизной данного опытно-экспериментальной работы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. 
Теоретическая и практическая значимость исследования:
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
База исследования: МБДОУ №36 с. Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан, дети старшей группы.

 


Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

1.1  Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической
литературе.
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях педагогики и психологии.
Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментально значимых в детском развитии.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:
1.    Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
2.    Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Как показали исследования, хорошие результаты приносит метод экспериментирования. Особенно он эффективен для повышения познавательной активности и, как правило, используется для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.
Экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.


1.2 Экспериментирование как средство формирования познавательной активности.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
1.    Принцип научности:
-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2.    Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности         взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3.    Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач        развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных        повторений.
4.    Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-        дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный
комфорт, создание  условий для самореализации с опорой на индивидуальные
создание особенности  ребенка.
5.    Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.
6.    Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.    Принцип  креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.
8.    Принцип  результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); 
- все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы  должны, соблюдены  следующие правила:
1.    Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2.    Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3.    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Структура проведения опытов:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную           деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от  самого ребёнка.  В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику  работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
4. Знакомить с мерами объема при помощи метода маленьких человечков (ММЧ). В итоге, в процессе игр дети эффективно овладевали навыками счета. Способностью сопоставлять, сравнивать цифры, соотносить количество предметов и цифру, находить нестандартные решения в развивающих играх.

Просмотров: 653
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Морозова Евгения Александровна. Педагогический проект Развитие познавательной активности старших дошкольников методом экспериментирования
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь