Мартова Татьяна Николаевна воспитатель, МДОУ «Д/с № 121 к. в.» г. Магнитогорска
Cенсорное развитие- это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Вопрос сенсорного воспитания в дошкольном образовании является одним из актуальным. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.Монтесори), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания в том, что оно
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает представления ребенка;
- развивает наблюдательность, внимание, воображение;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса;
- развивает зрительную, слуховую, моторную и другие виды памяти.
Познание свойств и качеств предметов, явлений происходит в процессе различных видов деятельности. На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедева, Н.Н. Поддьяков). Именно ранний возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3-х лет является предметная игра.
В своей работе уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.
В начале года провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков. Были проверены сенсорные способности малышей. Выяснилось, что небольшая часть детей различает цвет, а форму пытались различить единицы. В работе наметила следующие условия для выполнения задач:
- использование дидактических игр
- создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
Сначала научу детей различать величину и цвет. Для этого буду использовать дидактические игры:
- «Собери бусы», «Большой и маленький», «Угости зайчика», «Какой мяч больше», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Заштопаем штанишки» (эти игры учат различать, чередовать, группировать предметы по величине).
- «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Подбери по цвету» (в этих играх дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету).
- игры-самоделки «Воздушные шары», «Спрячь мышку», лото «Цвет и форма» (в этих играх дети учатся группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия)
- игры с предметами «Собери пирамидку», «Сложи матрешку» (ребенок знакомится с формой, величиной, цветом).
Затем будем учиться с детьми различать основные цвета: сначала красный и синий, затем желтый и зеленый. Стараясь подобрать игрушки интенсивной окраски.
Перед ребенком всегда ставится задача и он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т.д.
Для родителей по данной теме подготовлены консультации: «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет». Проведу родительское собрание по данной теме, предложу сделать пособия своими руками — «Посади бабочку на цветок», «Прищепки» и др.
Каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр сенсорном воспитании велика. Дидактическая игра позволяет узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Таким образом, можно сказать, что ведущей формой сенсорного воспитания является дидактическая игра. Только при определенной системе можно добиться сенсорного развития.
Литература:
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. -М., 2008.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. -М., 2008.
- Галанова В. Т. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. — Ярославль «Академия развития» 1998.
- Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования – М., 2010.
- Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста Э.Г. Пилюгина- М. Учебная литература 2007.
|