Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.
Задачи:
1)Рассказать о роли сенсорного развития для детей раннего возраста и взаимосвязь с умственным, физическим и эстетическим развитием;
2)Рассмотреть дидактические игры и игрушки, способствующие сенсорному развитию детей раннего возраста;
3)Сделать совместно с родителями игры, игрушки, способствующие сенсорному развитию в домашних условиях;
4)Раздать информационные памятки по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста;
5)Ответить на вопросы родителей по поводу развития и воспитания детей раннего возраста.
Предварительная работа:
- Информационный материал по теме – памятки, папки-передвижки, брошюры и т.д.
- Была составлена библиотека для родителей – книги по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста (на информационном стенде был вывешен список рекомендуемых книг, а также имеющиеся в наличии у психолога книги были выставлены на информационный стол).
- Индивидуальные консультации – организация консультаций по инициативе родителя.
Пособия и материалы: разные игры, сделанные своими руками из разных материалов; дидактические игры, купленные в магазине; материал для практической работы с родителями.
I часть: Семинар (выступление родителей).
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей сенсорных процессов (зрительные, слуховые, тактильные, кинетические, кинестетические и другие виды ощущений и восприятий).
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Значение сенсорного развития и воспитания
- Является основой для интеллектуального развития
- Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром
- Развивает наблюдательность
- Является основой для развития воображения
- Развивает внимание
- Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
- Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
- Влияет на расширение словарного запаса ребенка
- Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры и игрушки способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и сенсорном развитии детей разного возраста. В этих играх сочетается:
- дидактический элемент;
- занимательность;
- эмоциональность;
- игровой замысел;
- непринужденность выполнения задания.
Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат. Дидактические игрушки и игры подводят детей к активной игровой деятельности, так как, играя, ребенок производит различные действия:
- рассматривает,
- ощупывает,
- сравнивают по цвету,
- форме и величине,
- разбирает на части,
- делает простейшие обобщения.
Сейчас очень много выпускается игрушек, которые помогают нашим детям познаваться с окружающим миром, развивать умственные способности, которые способствуют всестороннему развитию наших детей. Эти игры очень красивые и привлекательные как для нас взрослых, так и для ваших малышей, но, порой, вы не можете их купить, из-за дорогой цены. Так почему же наши дети должны быть обделены этой красотой. И главное пользой. Ведь руки у нас есть, воображением тоже не обделены, а материалов для творчества вокруг предостаточно, стоит только внимательно посмотреть вокруг. Почти все, что идет в мусорное ведро, может пригодиться в нашей работе: пластмассовые бутылки; различные пробки; обрывки красивых, ярких бумажек; конфетные обвертки, прищепки, пуговицы и ленты и многое другое. Но главное, надо помнить о безопасности, как для нас, так и для наших малышей. Этот «бросовый» материал должен быть чистым, безопасным, не вызывать аллергическую реакцию. Не рекомендуют использовать в работе газету, острые предметы, перья, шерстяные нитки, бархатную бумагу и упаковки от лекарств, косметики и парфюмерии.
II часть: Практикум
Давайте посмотрим, что и как можно сделать своими руками, не затрачивая на этом много денег. Вам понадобится только немного времени и много любви, чтобы создать для ребенка интересную, красочную игру. Делайте игры всей семьёй – это весело и интересно! Мы показываем родителям игры, сделанные своими руками, и рассказываем из каких материалов их можно сделать.
Родители делятся своим опытом создания дидактических игр и игрушек из разного материала. Мы все вместе рассматриваем игры, делимся мыслями по их усовершенствованию и по использованию различных материалов при создании разных игр и игрушек. Создаём игрушки и игры из разных материалов (практическая работа). Рассматриваем сделанные своими руками игры и игрушки на прочность, эстетичность, безопасность для детей. Выполняют ли они дидактическую функцию, что развивают, чему учат.
Желаем Вам, родителям, находить хотя бы немного времени для творчества. Это необходимо и Вам и Вашим детям!
|