Доклад на семинаре "Проектная деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении"
Полянская Елена Борисовна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка» Ступинского муниципального района Московской области.
В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — сo многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Одним из таких методов является метод проектов.
Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот тeрмин связывается с понятием «проблема».
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, пeдагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для них всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогает педагог.
И поэтому в нашем ДОУ в 2014-15 и в 2015-16 учебных годах были реализованы следующие проекты с детьми разных возрастных групп: «Поможем городским птицам», «Наша Победа», «Я помню, я горжусь!», «Экологическая тропа как средство познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада», «Ступино выбирает здоровье с детства», «Кто такие взрослые люди?», «Здоровый дошкольник — здоровый школьник» и другие.
Главной задачей любого проекта является формирование познавательной активности детей-дошкольников. Итогом проектной деятельности стали районные методические объединения для педагогов ДОУ, участие в областном конкурсе «Наше Подмосковье», районных конкурсах проектов, районных и областных семинарах и конференциях.
В процессе реализации данных проектов удалось достичь следующих результатов: увеличился активный словарь детей; родители группы узнали о талантах каждой семьи в процессе выполнения домашних заданий; были созданы условия для общения детей с окружающим миром природы; расширились представления детей о подвиге всего народа в Великой отечественной войне; дети начали ориентироваться в истории нашей страны, а так же в истории своей семьи; были оформлены стенды для родителей и другой наглядный материал; оформлены групповые «Книги Памяти»; дети, родители и сотрудники узнали много нового о здоровом образе жизни, о традициях каждой семьи. И главное, родители поняли, что здоровый ребёнок не тот, у которого отсутствуют заболевания, а тот, чьё физическое, психическое и умственное здоровье соответствует возрасту и новым требованиям, предъявляемым к дошкольнику – будущему школьнику.
В результате реализации проектов можно сказать об эффективности выбранной работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. Главный итог этой работы – педагогический. Каждый ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной исследовательской работы, получил первые навыки ее проведения.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, а так же развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Немаловажным являются знания и кругозор педагога, работающего с детьми. Умение отвечать на детские вопросы, умение научно-верно объяснить происходящее — важный фактор усвоения знаний дошкольниками.
«Я слышу — и забываю, я вижу – и вспоминаю, я делаю – и постигаю» Изречение древнего философа осмыслили современные учёные: из того, что мы слышим-усваиваем 10%, из того, что видим-50%, то, что делаем-90%.
И самое главное правило проектной деятельности – познание окружающего мира должно приносить радость. Тогда все увиденное, воспринятое останется не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.
Список литературы:
- Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Веракса Н. Е., Веракса А. Н., гл. ред. Дорофеева А. В., — М.: «Мозаика-Синтез», 2008г.
- Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: методическое издание / Короткова Н. А., гл. ред. Чернена В. Н., — М.: «ЛинкаПресс», 2007г.
- Методика проведения учебных исследований в детском саду: учебное издание / Савенков А. И., гл. ред. Калинина Н.Г., Гордиевская В.Г., — М: «Учебная литература», 2007г.
- И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М –педагогическое общество России, 2003г
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Венгер Л. А., отв. ред. Курнешова Л. Е., — М.: Издательский дом «Карапуз», 1986г.
|