Нечухрина Ирина Сергеевна. Дополнительная образовательная программа Кружка «Шерстяная акварель» для детей 5-6 лет

Дополнительная образовательная программа Кружка «Шерстяная акварель» для детей 5-6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска №136

срок реализации программы – 7 месяцев — 2017-2018 учебный год

Руководитель: Воспитатель 1 средней группы Нечухрина Ирина Сергеевна Г.Мурманск октябрь 2017год

Пояснительная записка. Программа кружка дополнительного образования «Шерстяная акварель» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы в различных художественных техниках. Занятия расширяют кругозор детей, удовлетворяют познавательные и образовательные потребности ребенка. Одной из основных задач образовательного процесса является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально само реализоваться.

 

Скачать конспект

«Живопись шерстью» позволяет творить даже тем детям, у которых нет задатков художественного мастерства. Актуальность данной программы заключается в том, что «живопись шерстью» развивает не только художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение, фантазию, полет мысли, но и стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы создать картину, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы работы шерстью. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. «Живопись шерстью» учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления картин, учит следовать устным инструкциям.

Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике «живопись шерстью»

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Данная программа способствует формированию комплекса знаний в области «живописи шерстью», включающая законы и правила трехмерного изображения, декоративные композиции, основы цветовой грамоты, технологические основы при использовании шерсти. «Живопись шерстью» способствует развитию творческого мышления, аналитических способностей, воспитывает интерес к народным традициям, познанию объемно- пространственных свойств действительности- важного фактора в развитии ребенка, креативному мышлению.

Одним из несомненных достоинств занятий по живописи шерстью с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность «живопись шерстью» позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с их деятельностью. Это и является главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ.

Такое построение занятий кружка «Шерстяная акварель» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений. Организация деятельности детей ведется в игровой форме, что стимулирует речевую активность ребенка, способствует активизации словаря.

Но главное значение занятий по рисованию шерстью состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается мелкая моторика рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Развивается логическое и абстрактное мышление, пространственное и творческое воображение.

Данная образовательная программа — обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Научная обоснованность

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский.

Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки: от полутора до пяти лет. Согласно гипотезе Л.С. Выготского, развивать творчество необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Этот период «дозревание» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях. Исследователи детского творчества (Л. С. Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина и др.) подчеркивали его реалистическую основу. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в художественной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитии деятельности.

Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает поделку речью, а порой и планирует ее с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа.

Следовательно, в деятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельность необходимо учитывать ее особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.

Активность ребенка в художественном творчестве проявляется, прежде всего,

В стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Весь процесс художественного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребенком своего замысла.

Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии- возраст от5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития художественного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

В рабочей программе кружка «Шерстяная акварель» заложены основные принципы работы с детьми:

  • целостный подход в решении педагогических задач
  • принцип систематичности (заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно- образовательного процесса)
  • принцип поэтапности (от простого к сложному)
  • принцип интеграции (переплетение образовательных областей)
  • принцип наглядности (зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия изделия)
  • принцип доступности и индивидуальности (учитывать возрастные способности, навыки, умения детей).

Цель и задачи

программы дополнительного образования

«Шерстяная акварель»

Цель: обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся, создание предпосылок для изучения детьми основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с «шерстяной живописью»

Задачи:

  • Создать условия для формирования и развития у детей культуры художественного творчества, раскрытия творческого потенциала.
  • Привить интерес к художественному творчеству.
  • Учить различным художественным способам техники работы с шерстью.
  • Развивать умение вытягивания шерсти из гребенной ленты.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям, слушать и делать эскизы к своим работам.
  • Учить использовать способы согласования контрастных цветов. Сочетаемости цветового спектра.
  • Учить смешивать шерсть по цвету, создавая различные оттенки.
  • Учить из многообразия оттенков данного цвета выбрать наиболее оптимальный.
  • Развить чувство цвета, формы и их соотношения.
  • Учить применять знания для самостоятельного создания картин, выполненных в технике «живопись шерстью».
  • Развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
  • Развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное и творческое воображение, мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.

На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные темы, сюжеты, которые могли завлечь ребенка. Занятия целиком проходят в игровой форме.

Формы, методы и приемы, организация обучающего процесса.

Одно из главных условий обучения и развития творчества обучающихся- это индивидуальный подход к каждому ребенку. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей всех детей, не только способных и одаренных в творческой деятельности, но и с недостаточно развитой мелкой моторикой рук и творческим воображением, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый воспитанник должен сделать свою работу)
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание)
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной работы дети работают вместе, не разделяя обязанностей).

Методы:

  • устное изложение, беседа, рассказ
  • наглядный (иллюстрации, показ (выполнение) взрослым, работа по образцу)
  • практический (выполнение работ по образцу).

Приемы:

  • доступность и наглядность
  • последовательность и систематичность обучения и воспитания
  • учет индивидуальных особенностей детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной данной образовательной программы -5-6 лет

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ-7 месяцев

Продолжительность образовательного процесса.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Образовательный процесс делится на 2 этапа: первый этап- подготовительный, содержащий теоретическое занятие (время 5 минут) и практическое занятие (время 20мин), второй этап — основной, включающий практическое занятие с усложнением (время занятия 25 мин). Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми, Режим занятий: вторник и четверг; время проведения занятий: 17-00-17-25. Работа кружка ведется на платной основе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своей оригинальной работы, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

К концу обучения воспитанники должны:

1. Владеть теоретическими знаниями:

  • что такое живопись
  • история возникновения «живописи шерстью»
  • основные приемы, техники в работе
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами (пинцет, ножницы) при работе с шерстью
  • правила техники безопасности.

2. Уметь:

  • рисовать эскиз по воображению
  • пользоваться разными изобразительными средствами
  • пользоваться ножницами и пинцетом
  • правильно выкладывать шерсть
  • видеть и работать в данном пространстве:
  • владеть навыками изготовления картин в технике «живопись шерстью»
  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной творческой задачей
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • импровизировать.

Работа по данной программе способствует разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и этического воспитания. Предусматривается творческая деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности детей.

Методы исследования:

  • Наблюдение за выполнением работ.
  • Ведение карты наблюдения за усвоением техники приемов рисования шерстью.
  • Анализ результатов индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
  • Анализ проектной деятельности

Анализ:

  • Обследование уровня развития ручных умений детей проводится два раза в год (октябрь, апрель) по следующим сферам:
  • Изобразительные умения детей
  • Навыки самообслуживания

Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе.

Просмотров: 568
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Елена Фомина. Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Темирева Ирина Александровна. Консультация по теме 'Особенности проведения различных видов занятий для развития технического творчества'
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Ольга Гончар. Зимняя тундра (рисование шерстью)
  • Козловская Наталья Васильевна. Игровые приемы для развития творческой самостоятельной деятельности детей.
  • Молоковичева Юлия Вячеславовна. Конспект проектного занятия в средней группе по ФЦКМ с использованием технологии ТРИЗ (Системный оператор) «Знакомство с шерстью»
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Юрчанова Варвара Владимировна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами художественного творчества (лепка) на тему: «Ледяная сказка»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь