Белоконь Татьяна Владимировна. Модифицированная программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Хочу все знать»

Модифицированная программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Хочу все знать»

на основе программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей 3-5 лет, методики В.В. Воскобовича «Многофункциональные и креативные развивающие игры»)

Разработка Белоконь Татьяны Владимировны воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Перспективное планирование
  3. Календарное планирование
  4. Библиографический список

Пояснительная записка:

Дети в дошкольном возрасте быстрыми темпами накапливают знания, навыки и умения, формируют свою речь, овладевают способами умственной деятельности, совершенствуются во всех аспектах своего умственного развития. Важным моментом в процессе умственного воспитания является выработка общих способов познавательной деятельности — это умение сравнивать, оценивать, анализировать, обобщать. А также добиться того, чтобы ребенок сам стремился получать всё новые и новые знания.

 

Скачать программа

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако — это вата», а «звезды — электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка.

Учитывая, что художественно-эстетическое развитие дошкольников – приоритетное направление деятельности МАДОУ №22, в учреждении разработана программа дополнительного образования «Цветик-семицветик» (на основе авторской программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки», развернутого тематического планирования «Художественно-творческая деятельность» Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой), созданы необходимые условия для развития у детей эстетического вкуса: оформлена предметно-развивающая среда групп, изо-студии, подобраны репродукции картин великих художников, наглядный материал, иллюстрации, изделия народного декоративно-прикладного искусства и т.д. Художественная деятельность в ДОУ выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественной деятельности дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

Актуальность:

Все родители хотят, чтобы их ребенок был умным, думающим, умеющим принимать решение. Да и современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом

на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Задача воспитания такой личности ложится на плечи родителей и педагогов.

Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.

В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит умственное воспитание. Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, — с другой.

В раннем детстве заключены неисчерпаемые возможности, ещё не изученные взрослыми. Учёными-психологами доказано, что способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Для ребёнка освоение и запоминание знаний, изложенных через конкретные факты, — лёгкое и увлекательное занятие!

Зачастую мы недооцениваем возможности ребенка, а ведь уже в раннем детстве он может прекрасно усвоить те знания, которые гораздо сложнее даются взрослым. Поэтому не стоит бояться «перекормить» мозг ребенка – он, как губка, быстро впитывает знания, но никогда не позволит себя переполнить. Современных педагогов должно беспокоить не то, что ребенку дается слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало для его полноценного развития.

В процессе целенаправленного обучения, при соответствующей его организации, дети успешно овладевают элементами логического мышления: устанавливают причинно – следственные связи, обучаются рассуждать и делать выводы, выделять существенное и второстепенное. Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Земля — наш общий дом, и человек – часть живого мира природы. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к животному миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода

сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

Еще некоторое время назад, для воспитанников детских садов организовывались прогулки и экскурсии с выходом за территорию детского учреждения. Все в жизни меняется и не всегда в лучшую сторону (выражение относительно). В реалиях нашего времени отказ от таких прогулок обоснован. Как же тогда рассказывать детям о природе, животном мире?

Конечно, давать детям энциклопедические знания можно разными способами, например, используя карточки Глена Домана или читая красочные детские энциклопедии, либо рассматривая тематические альбомы. Но сегодня невозможно себе представить современное развитие общества без информационно — коммуникативных технологий. Компьютерные технологии быстро входит в жизнь ребенка. Компьютер – мощное средство обучения! Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет создавать для детей мультимедийные презентации.

Современная педагогика считает, что в дошкольном обучении должны быть использованы различные виды наглядности: наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, образцов, применение технических средств обучения, использование схем, моделей.

Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.

Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

Интеграцию я понимаю как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность – это деятельность креативная, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

Современный педагог — не человек, дающий готовые истины, а искатель, всегда находящийся в пути. Детей необходимо не просто учить, а каждый день, общаясь с ними, занимаясь деятельностью, открывать для них – НОВОЕ! Как писал А. Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Неповторимость – основа целостности личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою

особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

Одним из средств умственного воспитания является развитие сенсорного опыта детей. Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senstis»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Особенно важное место в умственном воспитании занимают развивающие игры.

Гипотеза.

Предполагаю, что получая энциклопедические знания, у детей произойдет развитие мыслительной деятельности: понятий, суждений, умозаключений, расширится кругозор, как следствие, разовьется смысловая сторона речи, пополнится словарный запас.

Использование ИКТ позволит наиболее эффективно усваивать материал.

А использование традиционных и нетрадиционных методов в познавательной (ФЭМП) и художественно-эстетических областях позволит на более высоком уровне развить пальцевую и кистевую моторику детских рук.

Новизна:

1. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

  • Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
  • Формирует у малышей систему мыслеобразов.
  • Позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
  • Задействует различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
  • Презентация позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
  • Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Было отмечено, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
  • Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

2. Развивающие игры В. Воскобовича помогают обиваться эффективности и результатов благодаря «незаметному обучению».

Теоретическая значимость:

Определить влияние энциклопедических знаний и развивающих игр на процесс обучения и формирования знаний детей об окружающем мире. Учитывать, что при организации интегрированного обучения происходит развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка и созданию у него целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость:

Исследование состоит в том, что энциклопедические знания и развивающие игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом.

Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный).

Познавательная значимость

Использовать методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, моделирование и т.д.).

Применять личностно – ориентированный подход к процессу подготовки занятий, организации его проведения.

Цель программы: развитие познавательных, художественно-эстетических и творческих способностей детей посредством овладения энциклопедическими знаниями и использования методики развивающих игр В. Воскобовича.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Способствовать развитию умственных способностей детей.
  2. Формировать мыслительные умения.
  3. Формировать целостное восприятие окружающего мира.
  4. Упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.
  5. Учить вести самостоятельный поиск решения поставленной задачи.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь.
  2. Развивать способность логически мыслить, делать выводы. Развивать интеллект каждого ребенка.
  3. Развивать любознательность и умственные способности.
  4. Заложить у ребёнка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе.
  5. Развить смысловую сторону речи, пополняя словарный запас.
  6. Развивать художественно-творческие способности детей и как следствие визуального мышления (фантазии, зрительно-образной
  7. памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения)

Воспитательные:

  1. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  2. Воспитание нравственно-волевых качеств.

Принципы реализации программы:

  • принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка
  • принцип доступности и нарастающей трудности, учет уровня развития каждого воспитанника и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями и умениями.
  • принцип интеграции образовательных областей (познавательной, речевой, художественно-эстетической) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников
  • принцип комплексно – тематического построения воспитательно – образовательного процесса
  • принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка
  • принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода; рациональное сочетание слова и наглядности
  • принцип научности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, рассказывать
  • принцип демократизации, взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников.

Методы проведения обучения

  • проблемного изложения материала
  • проблемно-поисковый
  • выбора
  • опережения
  • практический
  • совместной деятельности педагога с детьми
  • деятельностный
  • игровой
  • индуктивный

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – презентация, беседы с детьми, рассказы детей, рассказ воспитателя о возможный способах действий, показ воспитателем способов действия,

  • так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу. Предполагается использование ИКТ, как средство, повышающее качество образования.

Условия реализации программы

Программа предназначена для детей средней группы.

Программа рассчитана на один год обучения.

Возраст детей 4-5 лет.

Количество занятий – 74 в год.

Занятия проводятся два раза в неделю, в понедельник – 9.00 – 9.20, в среду – 9.30 – 9.50

Продолжительность занятия – 20 минут.

Ожидаемые результаты

I. Повышение познавательных способностей предполагает:

  • в значительной мере разовьются мыслительные умения и умственные

способности;

  • сформируются приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования
  • сформируются мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
  • дети научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок
  • дети научатся самостоятельно находить способы решения познавательных задач
  • дети научатся стремиться к достижению поставленной цели
  • дети смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

II. Повышение речевых способностей предполагает:

  • развитие умения общения со взрослыми и сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения
  • увеличение смысловой стороны речи и словаря детей.

III. Повышение художественно-эстетических способностей предполагает:

  • повышение интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений
  • содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепке, совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей
  • обогащение представлений детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы
  • развитие умений смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
  • закрепление умений правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использование их при создании изображения.
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

Перспективный план модифицированной программы дополнительной образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Хочу все знать» (1 год обучения)

Просмотров: 587
Категория: По направлениям » Для детского сада » Перспективные планы для Детского сада




Другие новости по теме:

  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Костарева Ирина Игоревна. Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС
  • Забавина Елена Геннадьевна. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
  • Чеглокова Любовь Владимировна. Развитие художественно творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Хвостова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных средств в аппликации для развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Теницкая Наталья Владимировна. «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь