"Праздничные традиции в музейном пространстве детского сада"
Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Эта задача является основной и нашего ДОУ. В работе по данному направлению мы используем разные формы работ, из которых самой эффективной является создание традиций детского сада.
Ценность народных традиций огромна, они – хранители народной культуры, заветов народа.
И у нас, в «Светлячке», сложилась своя собственная система традиций, которые помогают детям и взрослым сблизиться и приобщиться к культурно-историческому наследию своей страны.
Скачать презентацию
Как писал Д. Лихачев: «Семейные фотографии – это одно из важнейших наглядных пособий нравственного воспитания детей, да и взрослых…» Поэтому одна из наших традиций – оформление странички «Моя семья», которая состоит из фотографий членов семьи. При создании своей странички родители проявляют фантазию и творчество. Мы размещаем странички в группе, оформляя витражи, если они большого формата, или соединяем в альбом под названием «Семейные странички воспитанников младшей группы» или «Моя семья», если меньшего, и т.п. Получается своего рода небольшая история семей.
Другой традицией стало проведение Клуба выходного дня, которая заключается во встречах родителей, детей и педагогов 1 раз в квартал по воскресениям. Тематика таких встреч самая разнообразная: «Герб моей семьи», «Игры народов Прикамья», «Театралы», «Богатыри земли Русской», «Красны девицы» и др.
Давно закончилась Великая Отечественная война, но мы помним тех, кто не жалел своей жизни ради нас, делая все, чтобы добраться до победы, чтобы над нашими головами всегда светило яркое солнце и было чистое небо.
Поэтому у нас существует традиция поздравлять ветеранов с Днем Победы. В этот памятный день постоянной гостьей у детей детского сада бывает участница Великой Отечественной войны Шабалина Антонина Федоровна, мама нашего педагога Тюлькиной Л.А. Антонина Федоровна охотно рассказывает детям о себе: кем она была на фронте, что делала, о тяжелых днях войны, о том, как и где получила ранение, о своих наградах.
Приглашаются и другие наши ветераны. Воспитанники готовят праздничный концерт, дарят им цветы и сделанные своими руками открытки, сувениры.
На этих конкретных фактах детям и прививаются такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. А также стараемся, чтобы дети понимали, что Родина не забывает своих героев, которые боролись за счастье как своих родных и близких, так и совсем незнакомых им людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Наши воспитанники ходят к Мемориалу Славы и возлагают цветы к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне.
Наши предки умели и любили веселиться. Под музыку (свирель, балалайка, гармошка) водили хороводы, плясали, затевали игры. Одни праздники были связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны), другие – с религиозным календарем (Рождество, Пасха, Троица). Для расширения и обогащения знаний детей об окружающей действительности, сезонных изменениях, приметах, обычаях, обрядах русского народа у нас стало традицией проводить русские народные праздники: «Ярмарка», «День юмора», «Масленица», «Калядки», «Осенины», где дети получают представление о культуре русских праздников, песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах.
Еще одна из традиций – организация выставок:
- «Говорят, у мамы руки непростые» (родители приносили вещи, сделанные своими руками, отвечающие тематике декаративно-прикладного творчества; в результате дети узнают об увлечении взрослых и испытывают гордость за своих мам, бабушек);
- «Поклонимся великим тем годам», «Я рисую Победу» (посвящена 65-летию ВОв);
- «Золотая Осень» (посвящена природе Урала);
- «Улица моего города»;
- «Кокошник расписной и доспехи воинов-богатырей».
Вся работа по данному направлению отражается в музейных экспозициях. Музейный материал задействован главным образом в качестве иллюстраций, фотографий и меняется ежеквартально. В его оформлении принимают участие педагоги, дети и родители. Экспозиционное пространство упорядочено и используется для выставок по определенной тематике.
Таким образом, традиции ДОУ способствуют тесному сотрудничеству с семьей, сплачивают коллектив детей, родителей и педагогов. Совместный подбор экспонатов, оформление экспозиций стимулируют познавательную активность детей, вызывают интерес и желание узнать как можно больше. Наши музейные экспозиции привлекают внимание детей и сотрудников других детских садов.
|