Апакова Гульшат Рафисовна. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Апакова Г.Р., воспитатель первой кв. категории МБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Быть патриотом – значит любить свою Родину, малую Родину, родной город, село – любить место, где ты родился. Формирование преданности к родной земле, ответственности и гордости за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства необходимо начинать с дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок вовлекается в процесс изучения культуры своей родной земли, тем раньше он будет понимать то, что нужно беречь и приумножать славу и богатство своей Родины и у него формируется любовь и уважение к истории своего народа.

 

Нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Как отметил Российский академик Д.С. Лихачев, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Если обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, то одной из основных его задач является, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В настоящее время, для формирования патриотизма у детей, главной задачей является изучение родного края, его истории, традиций, культуры. Именно в дошкольном детстве закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, раскрываются способности и таланты юных граждан, дети готовятся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к малой родине перерастает в любовь к большой Родине. Таков многоуровневый характер патриотического чувства.

Воспитатель детского сада, один из тех взрослых который, вводит ребенка в мир человеческой культуры. В переводе с греческого «Педагог» — это дитя-водитель. Взрослый является носителем ценностей и человеческого опыта, как образец для подражания ребенка. Ребенок, наблюдая за педагогом, принимает опыт поведения, чем ярче и понятнее происходит трансляция внутреннего мира взрослого, тем лучше развивается ребенок.

Присвоение ребёнком социального опыта, осуществляется так же через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Именно в детском саду нужно помощь ребенку адаптироваться к социальной жизни, научить нормам поведения, для дальнейшего развития индивидуальной личности. А вот юность уже такое время, когда ребенок приобретает свойства личности, отвечающие потребностям собственного и общественного развития.

Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края.

Работая воспитателем в детском саду более десяти лет, я разработала комплекс мероприятий по ознакомлению детей с родным краем, с Родиной, с народными традициями и национальной культурой как источником формирования чувства патриотизма. В своей работе с детьми, я использую такие направления: как изучение истории родного края, природы родного края, декоративно-прикладное искусство, фольклор и традиции, народная и современная архитектура. Для наглядности мы с детьми смотрим видео фрагменты, картины, фотографии, презентации о значимых событиях, о достопримечательностях, о великих людях нашей страны, нашего народа, а также в группе проводим мини – праздники, посвященные национальным традициям.

В нашей группе много дидактических игр, сделанных своими руками. Эти игры ориентированы на знакомство с особенностями быта своего народа и народов Поволжья. Так же мы сшили куклы в разных национальных костюмах, которые дети используют в игре. Ведь именно в игре мы постепенно, непринужденно формируем у ребенка интерес к месту, где он живет; подчеркиваем значение окружающих предметов быта (одежда, национальные блюда и т.д.); изучаем природу и обычаи родного края.

Читая народные сказки в режимных моментах, рассматривая иллюстрации к ним, потом ещё и обыгрывая их в театральном уголке, мы с детьми знакомимся с народным фольклором. В процессе этого, дети так же знакомиться с костюмами, жилищем, эстетикой быта и её истоками, одеждой наших предков, а также с героями нашей Родины.

В нашем детском саду оформлен краеведческий уголок (мини-музей) народов Поволжья, где находятся старинные атрибуты быта, народные костюмы, художественная литература писателей разных народов. Мы с детьми раз в месяц посещаем данный мини-музей, каждый раз открываем для себя что-то новое.

Мы живем в Татарстане, и стараемся знакомить детей с национальными праздниками, народными традициями, обычаями. В нашей республике, главный обычай — это уважение к старшим, особенно к родителям. Нас с детства учат уважать старших, помогать младшим, не обижать обездоленных. Особым почетом в семье относятся к маме, но и просьбы отца выполняться беспрекословно, потому что отец это глава семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары любят и умеют хорошо принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. В татарских семьях стараются сохранить рецепты национальных блюд, и передают из поколения в поколение. Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Носить их на праздниках обязывают традиции и обычаи татарского народа. Кроме того, национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его внешний вид зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек. В наше время людей в национальной одежде можно встретить на различных мероприятиях и на праздниках.

Все татарские праздники называются «байрам», что в переводе на русский язык означает «весенняя красота» или «весеннее торжество». Татарский народ свято верит и чтит свои традиции, основанные еще в древности. В нашем детском саду каждый год проводятся такие праздники, как Нардуган, Сомбеля, Карга боткасы, Масленица, Навруз, Сабантуй.

Одним из любимых семейных и общенародных праздников является Сабантуй. Сабантуй — всенародно любимый праздник, который проходит после окончания посевных работ. С раннего утра празднично одетый народ собирается на майдане (большом лугу), где и происходит праздничное гулянье, которое включает и игры, и соревнования.

В нашем детском саду весной проходят такие праздники как Навруз, Масленица, Карга боткасы. Традиционным является то, что 9 мая наши дети показывают концерт для ветеранов ВОВ. В свою очередь гости рассказывают нашим детям о своих подвигах, о преданности к Родине.

Каждое лето во дворе детского сада мы проводим праздник Сабантуй. У нас для этого есть свой красиво оформленный майдан. Дети с большим удовольствием участвуют в играх, радуются победе в конкурсах. В процессе праздника знакомятся с народными всеми любимыми играми и традициями.

Осенью на праздник Сомбель дети приносят выращенные своими руками урожай. Мы из овощей и фруктов делаем красивую экибану, которая украшает зал во время праздника. На мероприятии дети принимают активное участие в народных играх, танцуют, поют песни, которые пели раньше наши дедушки и бабушки.

Все праздники в нашем саду проходят с участием родителей. Они являются не только участниками, но и помощниками, идейными вдохновителями любых наших совместных мероприятий. Перед проведением любого праздника, в саду проходят конкурсы рисунков, выставки поделок, фотовыставки посвященные данной тематике. После каждого праздника детей и родителей награждаем дипломами за активное участие в жизни детского сада.

Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а за тем уже и к большой Родине – России.

Россия – страна многонациональная. Дети в дошкольном возрасте еще не могут полностью познать все множество этнических культур России. Прежде всего, мы должны их познакомить с культурой своего народа и русского народа, так как это государствообразующий. С младшей группы постепенно начинаем формировать у ребенка любовь и уважение к родителям, семье, людям, которые сопровождают его в жизни. А также любовь к детскому саду, месту, где он родился и вырос. Постепенно уже с средней группы знакомимся со своим городом, страной с достопримечательностями и известными людьми, культурой народов.

Большое значение в воспитании у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области имеет, именно отношения в собственной семье. Если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, в детском саду, в том месте, где он родился, тогда в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножать богатства своей страны. Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате нашей работы ребёнок будет располагать знаниями о своей стране, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста.

Просмотров: 456
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Татьяна Александровна Рябинина. Родительское собрание 'Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье'
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу в детском саду.
  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Саберова Анастасия Олеговна. Опыт работы с детьми 3 – 4 лет на тему формирования основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и семье
  • тамара. Рождественские праздники в детском саду - возрождение духовно-нравственной культуры
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Ильина Лилия Наримановна, Астафьева Любовь Владимировна. Сценарий музыкально-спортивного развлечения в детском саду ко Дню Матери для детей старшего дошкольного возраста.
  • Танзиля Рамазановна Усманова. Сценарий башкирского праздника 'Сабантуй' в детском саду.
  • Ткачева Татьяна Григорьевна. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И B СЕМЬЕ
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Маргарита Исакова. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду. Сценарий праздника 9 мая для детей среднего дошкольного возраста
  • Адисова Эльвира Таймасхановна. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка раннего возраста в детском саду»
  • Исайчева Надежда Яковлевна Кирбитова Любовь Георгиевна. Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Тюрнина Евгения Николаевна. Опыт работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой коми народа»
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Пронина Наталья. Проектная деятельность в ознакомлении младших дошкольников с традициями своей страны.
  • Шкилёва Маргарита Григорьевна. Статья «Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду.»
  • Наталья Князева. Консультация для родителей 'Любовь к Родине через дымковскую игрушку'
  • Федотова Любовь Сергеевна. КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «РАССКАЖИ О СВОЕЙ ПРОФЕССИИ» (В ФОРМЕ «СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА»)
  • Журавлева Елена Петровна. Статья «Люблю свою родину, горжусь своей страной»
  • Гаркушова Наталья. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С МАЛОЙ РОДИНОЙ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Домрачева Елена Ивановна, Макаренко Элла Тагизовна, Нартя Галина Васильевна. ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь