Апакова Г.Р., воспитатель первой кв. категории МБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В.А. Сухомлинский
Быть патриотом – значит любить свою Родину, малую Родину, родной город, село – любить место, где ты родился. Формирование преданности к родной земле, ответственности и гордости за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства необходимо начинать с дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок вовлекается в процесс изучения культуры своей родной земли, тем раньше он будет понимать то, что нужно беречь и приумножать славу и богатство своей Родины и у него формируется любовь и уважение к истории своего народа.
Нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Как отметил Российский академик Д.С. Лихачев, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Если обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, то одной из основных его задач является, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В настоящее время, для формирования патриотизма у детей, главной задачей является изучение родного края, его истории, традиций, культуры. Именно в дошкольном детстве закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, раскрываются способности и таланты юных граждан, дети готовятся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к малой родине перерастает в любовь к большой Родине. Таков многоуровневый характер патриотического чувства.
Воспитатель детского сада, один из тех взрослых который, вводит ребенка в мир человеческой культуры. В переводе с греческого «Педагог» — это дитя-водитель. Взрослый является носителем ценностей и человеческого опыта, как образец для подражания ребенка. Ребенок, наблюдая за педагогом, принимает опыт поведения, чем ярче и понятнее происходит трансляция внутреннего мира взрослого, тем лучше развивается ребенок.
Присвоение ребёнком социального опыта, осуществляется так же через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Именно в детском саду нужно помощь ребенку адаптироваться к социальной жизни, научить нормам поведения, для дальнейшего развития индивидуальной личности. А вот юность уже такое время, когда ребенок приобретает свойства личности, отвечающие потребностям собственного и общественного развития.
Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края.
Работая воспитателем в детском саду более десяти лет, я разработала комплекс мероприятий по ознакомлению детей с родным краем, с Родиной, с народными традициями и национальной культурой как источником формирования чувства патриотизма. В своей работе с детьми, я использую такие направления: как изучение истории родного края, природы родного края, декоративно-прикладное искусство, фольклор и традиции, народная и современная архитектура. Для наглядности мы с детьми смотрим видео фрагменты, картины, фотографии, презентации о значимых событиях, о достопримечательностях, о великих людях нашей страны, нашего народа, а также в группе проводим мини – праздники, посвященные национальным традициям.
В нашей группе много дидактических игр, сделанных своими руками. Эти игры ориентированы на знакомство с особенностями быта своего народа и народов Поволжья. Так же мы сшили куклы в разных национальных костюмах, которые дети используют в игре. Ведь именно в игре мы постепенно, непринужденно формируем у ребенка интерес к месту, где он живет; подчеркиваем значение окружающих предметов быта (одежда, национальные блюда и т.д.); изучаем природу и обычаи родного края.
Читая народные сказки в режимных моментах, рассматривая иллюстрации к ним, потом ещё и обыгрывая их в театральном уголке, мы с детьми знакомимся с народным фольклором. В процессе этого, дети так же знакомиться с костюмами, жилищем, эстетикой быта и её истоками, одеждой наших предков, а также с героями нашей Родины.
В нашем детском саду оформлен краеведческий уголок (мини-музей) народов Поволжья, где находятся старинные атрибуты быта, народные костюмы, художественная литература писателей разных народов. Мы с детьми раз в месяц посещаем данный мини-музей, каждый раз открываем для себя что-то новое.
Мы живем в Татарстане, и стараемся знакомить детей с национальными праздниками, народными традициями, обычаями. В нашей республике, главный обычай — это уважение к старшим, особенно к родителям. Нас с детства учат уважать старших, помогать младшим, не обижать обездоленных. Особым почетом в семье относятся к маме, но и просьбы отца выполняться беспрекословно, потому что отец это глава семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары любят и умеют хорошо принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. В татарских семьях стараются сохранить рецепты национальных блюд, и передают из поколения в поколение. Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Носить их на праздниках обязывают традиции и обычаи татарского народа. Кроме того, национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его внешний вид зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек. В наше время людей в национальной одежде можно встретить на различных мероприятиях и на праздниках.
Все татарские праздники называются «байрам», что в переводе на русский язык означает «весенняя красота» или «весеннее торжество». Татарский народ свято верит и чтит свои традиции, основанные еще в древности. В нашем детском саду каждый год проводятся такие праздники, как Нардуган, Сомбеля, Карга боткасы, Масленица, Навруз, Сабантуй.
Одним из любимых семейных и общенародных праздников является Сабантуй. Сабантуй — всенародно любимый праздник, который проходит после окончания посевных работ. С раннего утра празднично одетый народ собирается на майдане (большом лугу), где и происходит праздничное гулянье, которое включает и игры, и соревнования.
В нашем детском саду весной проходят такие праздники как Навруз, Масленица, Карга боткасы. Традиционным является то, что 9 мая наши дети показывают концерт для ветеранов ВОВ. В свою очередь гости рассказывают нашим детям о своих подвигах, о преданности к Родине.
Каждое лето во дворе детского сада мы проводим праздник Сабантуй. У нас для этого есть свой красиво оформленный майдан. Дети с большим удовольствием участвуют в играх, радуются победе в конкурсах. В процессе праздника знакомятся с народными всеми любимыми играми и традициями.
Осенью на праздник Сомбель дети приносят выращенные своими руками урожай. Мы из овощей и фруктов делаем красивую экибану, которая украшает зал во время праздника. На мероприятии дети принимают активное участие в народных играх, танцуют, поют песни, которые пели раньше наши дедушки и бабушки.
Все праздники в нашем саду проходят с участием родителей. Они являются не только участниками, но и помощниками, идейными вдохновителями любых наших совместных мероприятий. Перед проведением любого праздника, в саду проходят конкурсы рисунков, выставки поделок, фотовыставки посвященные данной тематике. После каждого праздника детей и родителей награждаем дипломами за активное участие в жизни детского сада.
Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а за тем уже и к большой Родине – России.
Россия – страна многонациональная. Дети в дошкольном возрасте еще не могут полностью познать все множество этнических культур России. Прежде всего, мы должны их познакомить с культурой своего народа и русского народа, так как это государствообразующий. С младшей группы постепенно начинаем формировать у ребенка любовь и уважение к родителям, семье, людям, которые сопровождают его в жизни. А также любовь к детскому саду, месту, где он родился и вырос. Постепенно уже с средней группы знакомимся со своим городом, страной с достопримечательностями и известными людьми, культурой народов.
Большое значение в воспитании у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области имеет, именно отношения в собственной семье. Если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, в детском саду, в том месте, где он родился, тогда в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.
Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножать богатства своей страны. Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате нашей работы ребёнок будет располагать знаниями о своей стране, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста.
|